сб, 19 апр.
18:23
Ставрополь
+17 °С, ясно
Эксклюзивы

ОСАГО в 2022 году: что важно знать ставропольцам

4 октября 2022, 10:39ОбществоФото: СКИА

Автовладельцы на Ставрополье хорошо знают: садиться за руль без полиса ОСАГО нельзя. И поскольку это обязательный вид страхования, а значит, один из самых массовых среди населения, периодически неизбежно возникает необходимость в донастройке системы «автогражданки». В 2022 году новаций немало.

Рассказываем о том, что происходит с ОСАГО в 2022 году и — самое главное — дорожают ли полисы. По официальной статистике Банка России, в первом полугодии страховые компании на территории Ставропольского края заключили почти 307 тысяч договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Такой договор нужен для покрытия расходов на ремонт транспортного средства участника ДТП, который не является виновником аварии. Частоту страховых случаев в нашем регионе Российский союз автостраховщиков оценивает на уровне всего 4,3 процента.

Меньше волокиты

Ряд новых правил начал действовать с 1 октября этого года. Но они не привносят каких-то кардинальных изменений и не сказываются на стоимости полисов. Это, скорее, уточнение прав и обязанностей автовладельцев и потерпевших в ДТП. В идеале для некоторых ситуаций должна быть минимизирована бумажная волокита.

В частности, уже не нужно спешить в страховую компанию, чтобы поставить её в известность о смене госномера автомобиля. Она сможет сама, без участия автовладельца, получить эти данные из единой автоматизированной системы. И далее уже будет решаться вопрос о внесении изменений в действующий полис ОСАГО.

Также при дорожно-транспортном происшествии его участникам не придётся фиксировать данные очевидцев и указывать их в извещении о ДТП, как требовалось ранее. По отзывам экспертов, по факту закрепляется уже сложившееся положение дел: данные свидетелей уже почти никто не записывает для страховщиков, да и очевидцы в свою очередь зачастую отказываются (и не обязаны) делиться своими контактами.

Из изменений, которые ещё могут облегчить жизнь автомобилистам, — упрощение вопроса с экспертизой автомобиля после аварии.  Страховая обязана ознакомить потерпевшего в ДТП с результатами экспертизы. Сделать это ей нужно будет в течение пяти рабочих дней. Раньше от владельца повреждённого автомобиля для этого требовалась подача отдельного заявления в письменном виде.

Экспертиза пострадавшего в аварии автомобиля упростится после 1 октября

Было право, теперь — обязанность

А вот при смене собственника авто, напротив, обязательных процедур чуть прибавилось. С 1 октября 2022 года письменное уведомление страховщика о продаже транспортного средства стало обязанностью, тогда как до недавнего времени это оставалось правом. При этом, как и раньше, экс-владелец может расторгнуть договор ОСАГО, вернув часть его стоимости за неиспользованный им срок действия страховки.

Также изменился порядок досрочного прекращения действия договора ОСАГО при гибели или полной утрате транспортного средства. Теперь автовладельцу нужно будет предоставить документы из ГИБДД в подтверждение, что автомобиль снят с государственного учёта в связи с утилизацией. Тут больше выгоды для страховщиков. Скорее всего, далеко не все для получения небольшой суммы возмещения будут дополнительно хлопотать насчёт сбора и подачи справок.

Кроме того, страховые компании получат защиту от случаев, когда владелец авто на основании заключения эксперта об уничтожении транспортного средства расторгал договор ОСАГО, возвращая остаток средств. Но потом машина продавалась, и покупатель её чинил и эксплуатировал дальше.

Автовладельцы попавших в аварию машин не смогут возвращать остаток средств по ОСАГО

Про цены

Между тем опасения автовладельцев по поводу подорожания «автогражданки» объяснимы. Буквально в сентябре были новости об очередном расширении тарифного коридора ОСАГО, что всегда провоцирует слухи о повышении цен.

«Но по факту одно не следует из другого, говорить об автоматическом подорожании ОСАГО здесь ошибочно. В стране продолжается масштабная реформа по индивидуализации тарифообразования ОСАГО. Речь о том, что для аккуратных водителей тарифы должны оставаться ниже, чем для «лихачей», и чтобы сохранялась доступность этого страхования из-за его социальной значимости»,
комментирует региональный координатор программы повышения финансовой грамотности населения в крае Надежда Герасименко.

По статистике Российского союза автостраховщиков, в среднем ставропольцы за предыдущие 12 месяцев (данные с июля 2021 года по июнь 2022 года включительно) платили премию при оформлении ОСАГО в размере 4 667 рублей. Но эта сумма сродни, как принято говорить, средней температуре по больнице. По факту цена в «автогражданке» сейчас формируется индивидуально и может существенно разниться у водителей. Плюс сказывается общая ситуация на рынке — вряд ли ОСАГО никак не коснётся напряжённая ситуация с поставками автомобильных запчастей.

Поясним, что расчёты ведутся от базового тарифа полиса ОСАГО, но страховая компания может самостоятельно выбирать базовую ставку из установленного Банком России тарифного коридора, который как раз был снова расширен в сентябре этого года. Диапазон между верхней и нижней границей стал существенно больше. И именно в рамках этого диапазона страховщики должны формировать свои цены, максимально привлекая в качестве клиентов аккуратных и опытных водителей.

Аккуратные водители от новых правил ОСАГО только выиграют
«Одному и тому же водителю могут предлагать разную стоимость ОСАГО в разных страховых компаниях. Это даёт возможность страховщикам конкурировать за аккуратных водителей, в том числе с помощью снижения для таких автовладельцев стоимости полиса за счёт установления более низкого базового тарифа. И, с другой стороны, аварийным водителям страховщики могут предлагать более высокую ставку базового тарифа, соответствующую их уровню риска. Расширение тарифного коридора увеличивает возможность такой дифференциации»,
прокомментировали в ставропольском отделении Южного ГУ Банка России.

При этом для окончательного формирования цены полиса базовая ставка тарифа умножается на коэффициенты. Здесь учитывается территория использования машины, стаж и возраст водителя, количество ДТП в его страховой истории, допущенные к управлению лица и другие факторы. Это считается более справедливым подходом, чем то, когда водители платят примерно одинаковую цену. В таком случае аккуратные водители переплачивают, а аварийные недоплачивают за свой уровень риска.

В этом свете важно сказать, что перед оформлением полиса ОСАГО автовладельцам, желающим сэкономить, стоит немного заранее изучить предложения на региональном рынке. Ведь многие по привычке ежегодно страхуются у одного страховщика и покупают страховку дороже, чем могли бы. А для оценки возможной выгоды легко использовать интернет-калькуляторы, которые уже есть у каждого страховщика, и известные порталы-агрегаторы.