Закрой глаза и смотри: как в Ставрополе ставили спектакль для незрячих детей

2 ноября 2022, 13:54ОбществоФото: ИА «Победа26»

Софиты, декорации, яркие костюмы — такие ассоциации у многих вызывает театр. А можно ли создать такой спектакль, который позволит получить впечатления тем, кто познаёт мир на ощупь? Сделать это попытались авторы детского 3D-спектакля в Ставрополе. Корреспондент «Победы26» оценил результат.

Что такое 3D-спектакль?

Команда театра-студии «Слово» совместно работала над спектаклем вместе с участниками волонтёрского движения «Простые люди».

По словам режиссёра Евгения Пересыпкина, 3D-спектакль воздействует на все органы чувств, через которые незрячий человек «видит» мир: обоняние, осязание, слух. Именно поэтому всем зрячим зрителям перед началом представления выдали маски, закрывающие глаза — чтобы они смогли прочувствовать постановку так, как её чувствовали незрячие дети.

Артисты не просто рассказали сказку без использования визуальной составляющей, но создали абсолютно новую историю о приключениях персонажей, используя доступные незрячим средства восприятия мира.

За основу спектакля создатели взяли знакомых детям персонажей сборника сказок «Про Ёжика и Медвежонка» Сергея Козлова.

Сюжет предусматривал даже чаепитие для зрителей
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26» /

Шелест листьев и запах мёда

Зрители сидели не в зале, а на сцене, причём выходили они на неё из закулисья. Благодаря этому актёры могли напрямую взаимодействовать со всем «залом».

Так, когда речь в пьесе шла о шелесте листвы, на сцену выносили настоящие ветви деревьев с листьями и шелестели ими, давали потрогать детям. Когда речь заходила о мёде, детям подносили баночку с лакомством, чтобы они могли почувствовать запах. А когда говорилось о чае, ребятам устроили небольшое чаепитие. 

Актёры изображали и звуки, которые издают животные, «задействованные» в спектакле: ёжик фыркал, медведь говорил глубоким басом, заяц топотал. А когда действие спектакля перенеслось на берег озера актёры старательно квакали. Во время сцены с объятиями, актёры обнимали зрителей. 

По словам Евгения Пересыпкина, постановка потребовала много усилий: актёры тщательно работали над каждой сценой, ориентируясь лишь на обоняние, осязание и слух, чтобы незрячие зрители смогли полноценно «окунуться» в происходящее.

Актёры задействовали все органы чувств
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26» /

Донести авторский замысел до каждого

Идея подобной постановки буквально витала в воздухе, пояснил в беседе с корреспондентом «Победы26» режиссёр театра-студии «Слово» Евгений Пересыпкин.

«Я стал замечать, что спектакли посещает много людей, имеющих проблемы со зрением. Полностью понять авторский замысел им сложно. И мы задумались о создании чего-то подобного»,
рассказал собеседник.

Также Пересыпкин отметил, что поставить спектакль было бы невозможно без выигранного «Словом» гранта президентского Фонда культурных инициатив, поскольку требовалась специальная атрибутика, способная погрузить незрячего зрителя в происходящее на сцене.

Спектакль понравился не только детям, многие из которых захотели посмотреть его снова на следующий день в библиотеке для слепых и слабовидящих имени Маяковского, но и корреспонденту «Победы26». Ещё десять лет назад было сложно представить, что кто-либо сможет столь детально продумать и поставить представление специально для людей с нарушениями зрения.

Создатели спектакля использовали нетрадиционные способы создания образов
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26» /
Авторы:Матвей Коваленко