ср, 28 фев.
13:35
Ставрополь
+2 °С, ясно
Эксклюзивы

«Нужны и девчонкам, и пацанам»: готовы ли ставропольские школы к урокам труда?

5 февраля , 18:10ОбществоФото: Сергей Лычак / ИА «Победа26»

С 1 сентября 2024 года в расписании школьников на Ставрополье появятся обязательные уроки труда. Чего ждут от этих уроков родители учеников, педагоги и сами ребята — выясняла «Победа26».

Разделения уроков не будет

В министерстве образования Ставропольского края рассказали, что сегодня в школах уже есть предмет «Технология». Он обязателен для изучения, однако школы вправе сами определять содержание уроков, выбор учебно-методического материала.

«Дети учатся работать с современным технологичным оборудованием, знакомятся с миром профессий. На уроках технологии в начальной школе формируются навыки самообслуживания, приёмы ручной обработки материалов. Не менее 75% учебного времени отводится практическим и проектным работам»,

— пояснили в ведомстве.

Уроки труда познакомят школьников с миром профессий
Фото: ИА «Победа26»

30 января в Минпросвещения России объяснили, какими будут новые уроки труда. С первого по четвёртый классы дети освоят следующие модули: «Технологии, профессии и производства», «Технологии ручной обработки материалов», «Конструирование и моделирование», «Информационно-коммуникативные технологии». Программа предусматривает по одному уроку в неделю.

С пятого по девятый классы ученики пройдут пять обязательных блоков: «Производство и технологии», «Технологии обработки и пищевых продуктов», «Компьютерная графика», а также «Робототехника» и «3D-моделирование». Ещё три — на выбор: «Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство». Будут проводиться по два урока в неделю с пятого по седьмой классы и по одному уроку — у восьмых и девятых классов.

Эти занятия заменят существующие сегодня уроки технологии. В обязательную программу войдут слесарное дело, кройка, шитьё, а также элементы профориентации. При этом отмечается, что строгого разделения уроков для мальчиков и девочек не будет. Если девочкам интересно научиться работать лобзиком, а мальчишки хотят попробовать себя в кулинарии, их ограничивать не станут.

«Всё зависит от родителей»

Педагоги приветствуют нововведение. Урок труда станет важной частью всестороннего развития личности, считают многие из них.

Победитель регионального этапа «Учитель года — 2021», учитель русского языка и литературы в лицее № 14 Анастасия Шрамко подчеркнула, что уроки труда не только помогут развить конкретные навыки, но и воспитают ответственное отношение к работе.

Ребят научат ответственно относиться к труду и дадут базовые представления о профессиях
Фото: Дмитрий Ахмадуллин/ ИА «Победа26»
«Это подготовка к взрослой жизни с точки зрения самостоятельности и регуляции своего поведения. Это понимание важности и ценности чужого труда. Боюсь, что мы начали это терять, и хорошо, что пришло такое нововведение в школы»,

— говорит Анастасия.

Педагог отмечает, что появление нового урока не создаст дополнительной нагрузки на детей. Его аналог уже существует, отличие — лишь в создании универсальной программы для обучения детей.

«Если брать мою школьную жизнь, то у нас были уроки, где мы вышивали, плели, вязали, мальчики вырезали из дерева. И в современной школе такие уроки есть. Не думаю, что будет дополнительная нагрузка»,

— сказала Анастасия Шрамко.

Разделять мальчиков и девочек на уроках труда теперь не будут
Фото: ИА «Победа26»

Действующий учитель технологии одной из школ Ставрополя, пожелавший остаться анонимным, объяснил, что для введения обязательных уроков труда во всех школах, прежде всего, необходимо обеспечить материально-техническую базу: подготовить кабинеты, чтобы не объяснять основы робототехники или столярного дела на пальцах.

«Труды нужны. И девчонкам, и пацанам. Нам нужно детей приучать к труду, причём — к общественно-полезному. Когда человек работает руками, у него развиваются мозги. Но всё зависит от родителей. Например, они прочат ребёнка в банкиры: у него будут деньги, он будет вызывать мастеров, а потому самому ему не надо учиться забивать гвозди. Если взрослые не хотят, чтобы дети учились, то и детям от этих уроков толку не будет»,

— уверен собеседник агентства.

Детскую энергию — в полезное русло

Ставрополец Руслан Заведеев воспитывает дочку, которая учится в седьмом классе. В его школьные годы был предмет «Технология», однако он не особо соответствовал потребностям учеников.

«Навыки обращаться с токарным станком или лобзиком не пригодились ни мне, ни 99% других школьников. Даже образ «трудовика» ассоциируется с чем-то забытым и устаревшим»,

— говорит Руслан.

Главным плюсом нового предмета отец школьницы считает принцип модульности. Главное — не давать искажённое представление о будущих профессиях.

«Сочетание обязательных и дополнительных модулей позволит повысить уровень мотивации учеников и поможет реализовать потребность в самоопределении в труде и учёбе. Но есть опасения, что обучение некоторым модулям в адекватном объёме будет малодоступно большинству школ»,

— поделился ставрополец.

Родители считают, что уроки труда помогут детям выплеснуть скопившуюся энергию
Фото: ИА «Победа26»

Сын Татьяны Бугаёвой учится в четвёртом классе. Ставропольчанка убеждена, что сегодня предпочтение отдаётся интеллектуальному обучению. Но за пять часов умственного труда у детей голова «кипит».

«Они поэтому и носятся, ищут чем заняться. Мозг разогнался уже, начал усиленно работать, а тело не успевает. Одного урока физкультуры мало для полного энергии ребёнка»,

— уверена Татьяна.

Детей важно научить направлять энергию в полезное русло. Женщина полагает, что уроки труда помогут в этом.

«Размеренные вдумчивые действия на уроке полезны как некая медитация для ума и тела. Физический труд, который не надрывает организм, всегда полезен. Особенно не бездумный, а в совокупности с творчеством»,

— считает собеседница. 

Сын жителя краевого центра Игоря Рзаева в сентябре пошёл в первый класс. Мужчина отметил, что в их школе уже созданы хорошие условия для трудового воспитания детей.

«Очень хорошо, что государство вкладывается в знания детей. Им дадут базу, они будут иметь представление о производстве и моделировании. Конечно, одного часа мало. Тем не менее ребёнок с детства будет знать, как сделать стул или починить розетку. Люди сейчас банально не знают даже, как взять в руки инструмент»,

— говорит Игорь.

Не только уроки, но и новые кадры потребуются школам, уверен ставрополец.

«Преподаватели нужны квалифицированные, которые смогут ребёнка заинтересовать. Сейчас дети сидят в интернете, без этого никак. И учитель должен уметь предложить альтернативу, увлечь новым предметом. Нужны не только образованные люди, но и харизматичные, умеющие работать с детьми»,

— сказал он.

Вопрос о том, будут ли проходить переподготовку действующие учителя технологии, «Победа26» адресовала краевому министерству образования, однако ответа на него пока не поступило.

«Пусть меня научат!»

Ученица второго класса Валя (имя изменено) говорит, что сейчас на уроках технологии она вместе с одноклассниками занимается простыми поделками, например, делает объёмные открытки. Ей интересно попробовать самой смастерить что-то, например, скворечник, или нарисовать трёхмерный рисунок и распечатать его на 3D-принтере.

«Люблю животных. Хотелось бы больше узнать о них, о том, как за ними ухаживать. Интересно собирать маленьких роботов, модельки, которыми можно управлять»,

— говорит школьница.

Вадим учится в четвёртом классе. Ему интересно научиться мастерить что-то настоящее, что можно использовать в хозяйстве.

«Я бы хотел такие уроки. На них можно сделать что-нибудь интересное. Например, табуретку, на которой можно сидеть. Я видел, как ребята из старших классов делают разные поделки из дерева: машинки, истребители»,

— рассказал Вадим.

Восьмиклассница Елена (имя изменено), хорошо относится к урокам технологии. Предлагаемая Минпросвещения РФ система ей кажется интересной.

«Я бы с радостью занялась чем-то кроме шитья на машинках. Думаю, идея хорошая, особенно по части вариативных модулей. Я считаю, что это будет интереснее с разных сторон. Для меня также важно, что некоторые модули включают в себя творческие задания»,

— рассуждает девушка.

Напомним, что в образовательных учреждениях Ставропольского края проходят открытые уроки по профориентации «Проектория». За 2023 год их посетили 90 тыс. школьников.

Авторы:Сергей Гаврилюк