У фотографа-неофита возникает закономерный вопрос: с чего начать? У всех это происходит по-разному. Например, Дмитрий Ахмадуллин увлёкся фотографией ещё в детстве. В восьмом классе он начал снимать на плёночный «Зенит», однако вскоре забросил это дело из-за дороговизны: много денег уходило на проявку в фотолабораториях. В профессию он вошёл уже с появлением цифровых технологий.
«Цифра — это дёшево, удобно. Ты сразу можешь посмотреть получившийся вариант. Не нужно тратиться на проявку, как во времена плёночных камер. Однако основы по композиции и другим аспектам получил ещё тогда, до цифры»,
— вспоминает Дмитрий.
Фотограф отметил, что главное для старта — это желание, а также вкус. Он рекомендует развивать насмотренность, изучая чужие работы, а также произведения живописи.
Валерия Алтухова получила старт в студенческом пресс-центре.
«На одном из мероприятий мне дали в руки фотоаппарат и сказали — снимай! Так всё и началось. Какое-то время снимала на чужой фотоаппарат, а с новогодней стипендии купила свой»,
— рассказывает она.
Училась сразу на практике, спрашивала советов у более опытных коллег, некоторую информацию искала в интернете. По словам Валерии, так начинают многие, а уже позже проходят профильные курсы и мастер-классы по узким темам (портретная фотография, свадебная и т. п.).
Стартовый набор техники — фотоаппарат и объектив — лучше взять подержанный, чтобы поработать с ним и понять, получается ли. На популярной площадке интернет-объявлений такой набор будет стоить от 25 тыс. рублей. Покупка по-настоящему профессиональной техники может обойтись в десять раз дороже. Также выбор аппарата и объектива будут зависеть от направления, в котором планируется работать, так как для портретной и репортажной фотографии, к примеру, более эффективно оборудование с разными характеристиками. Цены на рынке относительно высокие, поэтому подержанной техникой закупаются порой не только новички, но и состоявшиеся специалисты.
Ещё одним важным приобретением станет компьютер достаточной мощности. Он необходим фотографу для последующей работы со снимками, а такие программы весьма ресурсозатратны.
Выбор специализации зависит от местного рынка. Если рынок богат предложениями, то стоит найти более узкую специализацию. Если же нет — фотограф обычно осваивает большее количество направлений.
Оборудование купили, насмотренностью и вкусом обзавелись, с направлением определились, желание не прошло. Что дальше? На этом этапе фотограф-новичок обычно ищет источник дохода. По словам Дмитрия Ахмадуллина, основной заработок — это постоянные клиенты и стабильная работа.
«Одноразовыми съёмками добиться чего-то очень тяжело. Обычно люди не готовы вкладывать деньги в нового фотографа, они предпочитают работать с проверенным человеком»,
— говорит Дмитрий.
Многое зависит от специализации. Например, хорошо зарабатывают свадебные фотографы.
Что касается поиска клиентов — обычно новые приходят через сарафанное радио. Некоторые фотографы продвигаются через профильные сайты, но это подходит не всем. Также эффективным способом продвижения может стать развитие личных аккаунтов в соцсетях.
Как и в любом ремесле, в профессии фотографа есть свои плюсы и минусы. Дмитрий Ахмадуллин отметил, что эта работа, как и любая другая, бывает довольно тяжёлой и монотонной.
«На съёмках ты ходишь увешанный оборудованием. Помимо этого, поскольку фотограф работает как правило не в команде, вся ответственность целиком на нём одном. Работа не по графику тоже имеет свои минусы — нет какого-то фиксированного времени для обеда или отдыха»,
— поделился Дмитрий.
Положительные моменты, утверждает Валерия, связаны с творческой направленностью профессии.
«Самый важный плюс для меня — это возможность увидеть то, что без работы в этой сфере я бы не увидела. Кругозор очень сильно расширяется, ты адаптируешься к разным условиям, знакомишься с интересными людьми, пробуешь новое, занимаешься творчеством»,
— говорит девушка.
Оба фотографа «Победы26» отметили, что любые трудности преодолимы, если находишься на своём месте и горишь своим делом.