Средства индивидуальной мобильности (СИМ) стремительно ворвались в нашу жизнь. Поначалу эта сфера не подвергалась контролю. Однако с 2023 года использование электросамокатов стали ограничивать: вступили в силу поправки в ПДД, стали строже правила проката.
На сегодняшний день ездить на электросамокатах можно со скоростью не более 25 км/ч. При этом приоритет движения отдаётся пешеходам — подгонять их и сигналить в спину запрещено. Пользователь самоката среди пешеходов должен двигаться со скоростью потока либо спешиться. Выезжать на дорогу разрешено только электросамокатам с тормозной системой и фарами, прочим СИМ это запрещается. При этом двигаться можно только по дорогам с максимальной разрешённой скоростью не более 60 км/ч. Также запрещён выезд на проезжую часть лицам моложе 14 лет.
Законотворцы на этом не остановились. Госдума РФ в первом чтении приняла поправки в КоАП РФ, предусматривающие различные наказания за нарушения для пользователей СИМ. В соответствии с корректировками езда на электросамокате или велосипеде «под градусом» обойдётся нарушителю в сумму от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, а превышение скорости — от 500 до 5 тыс. рублей. За причинение лёгкого вреда здоровью при ДТП нарушителя, управлявшего СИМ, оштрафуют на сумму от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, вреда средней тяжести — от 10 тыс. до 15 тыс. рублей. Штрафовать будут и за езду на самокате или велосипеде по автомагистрали, за нарушения при пересечении перекрёстков, при движении по тротуарам, за оставление места ДТП и отказ от медосвидетельствования на состояние опьянения.
Ещё одним предлагаемым нововведением является обязательная регистрация всех электросамокатов, получение госномера и установка на них радиометок для отслеживания в реальном времени. Это позволит контролировать соблюдение правил и быстро находить нарушителей.
В последние годы электросамокаты стали причиной многочисленных нарушений ПДД. Только с начала сезона действующая в Ставрополе кикшеринговая компания «МТС Юрент» выписала свыше 1 тыс. штрафов. Больше всего — за неправильную парковку и езду вдвоем. Кроме того, дорожная инспекция начала вести учёт ДТП с участием водителей электросамокатов. Число таких аварий, зафиксированных официально, с начала года в крае не превышает десяти. Аналогичный показатель по стране растёт впечатляющими темпами.
Перемен давно требовали пешеходы. Ставрополец Олег Касатонов поделился личными наблюдениями. Нескольких его знакомых уже сбивали самокатчики, а сам мужчина несколько раз еле успевал свернуть с траектории встречного ездока СИМ.
«Если хочется ехать на большой скорости, нужно это делать на дороге или велодорожке. Последние есть не всегда, а по трассе самокатчики часто ездить боятся, так как можно попасть под машину. Перспектива же сбить человека на тротуаре их особо не беспокоит. Опаснее всего на зебрах, обычно там они пытаются проехать быстро, не спешиваясь»,
— высказался пешеход.
При этом мужчина уверен, что большинство электросамокатчиков — адекватные, но относительно небольшое количество лихачей портят репутацию всем.
Владелец электросамоката Дмитрий Гусиков искренне любит двухколёсный транспорт за лёгкость и удобство управления. Комментируя вводимые ограничения, он согласился, что скорость на самокате должна быть ограничена.
«На моём максимальная — 25 км/ч, и, в целом, этого хватает для самоката. Но продаются и очень мощные, на которых люди передвигаются со скоростью автомобиля. Такие самокаты даже опаснее мотоциклов. Тем более что не приспособлены для дорог: маленькое колесо попадёт в первую же выбоину — и можно остаться инвалидом на всю жизнь»,
— поделился мнением ставрополец.
При этом мужчина уверен, что самокатчиков стоит больше контролировать.
«При продаже электросамоката или при его аренде стоит ввести обязательный тест на знание ПДД: где можно ездить, где нельзя, как себя вести в нестандартной ситуации, например, если впереди идёт мама с ребёнком, который может резко перебежать в сторону велодорожки. В общем, нужна работа с сознанием. А штрафы не помогают. Замечаю, что сейчас половина водителей на дорогах просто не включают поворотники — что уж тут говорить про самокаты»,
— высказался горожанин.
Темпы роста рынка аренды СИМ поражают. Горожане начинают всё чаще использовать электросамокаты в качестве транспорта на короткие расстояния. Как сообщили в пресс-службе «МТС Юрент» — единственного представителя кикшеринга в Ставрополе, со старта сезона в краевом центре количество поездок на самокатах к прошлому году увеличилось практически в два раза. Их предельная скорость составляет 20 км/ч. На отдельных участках снижена до 10–15 км/ч.
«Более чем в 80% случаев устройства используются, чтобы добраться из точки А в точку Б, например, от дома до работы или остановки общественного транспорта»,
— пояснили в компании.
Тем временем кикшеринговые организации приступили к саморегулированию отрасли. С 27 мая они изменили оферту и ужесточили штрафы за нарушение ПДД на самокатах. Сервисы рассчитывают, что это поможет уменьшить желание пользователей нарушить правила.
Горожане жалуются, что припаркованные или брошенные электросамокаты зачастую перегораживают тротуары и мешают пешеходам, а также маломобильным гражданам и родителям с детскими колясками.
Пресс-служба кикшеринга в ответ на запрос «Победы26» сообщила, что за порядком на парковках, в первую очередь, следят консультанты по безопасности «МТС Юрент».
«Их число в этом сезоне в Ставрополе мы увеличили в 1,5 раза. Они работают непосредственно в городе, занимаются фиксацией нарушителей, следят за порядком на парковках, в том числе забирают самокаты, если они стоят не на месте. Точки выбираются исходя из трафика, в первую очередь их ставят в популярных местах»,
— уточнили сотрудники.
Кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге и ещё ряде крупных городов России компания приступила к тестированию датчиков поездки вдвоём. В течение сезона сервис рассчитывает масштабировать этот опыт на все города своего присутствия, включая Ставрополь. Выявлять нарушителей помогают органы правопорядка, городские камеры, а также консультанты по безопасности.
В то же время спикер российского парламента Вячеслав Володин предложил альтернативный и категоричный путь решения всех проблем сферы.
«Поступают предложения о полном запрете использования такого транспорта для передвижения по улицам. Как вы считаете, необходима ли такая мера?»
— задал вопрос Володин в своем Telegram-канале.
Более половины опрошенных — 54% — поддержали радикальное решение. Негативно к такому подходу отнеслись 41% респондентов. Ещё 5% оказались равнодушны к теме.
Корреспонденты «Победы26» вышли на улицы Ставрополя и провели собственное исследование: мечтают ли горожане о краевом центре без СИМ. Все участники опроса отметили, что в любом случае важно соблюдать ПДД, регулировать скорость самокатов, а некоторые предложили выделить им отдельные дороги.
Не является сторонником жёстких запретов и ограничительных мер и ставропольский урбанист Андрей Черняков. На его взгляд, для электросамокатов и других средств передвижения необходимо создавать качественную городскую инфраструктуру.
«Локально — в тех же парках — использование средств индивидуальной мобильности ограничивать нужно, но запрещать повсеместно считаю абсолютно неправильным. Когда у пользователей нет инфраструктуры, то, конечно, они начинают использовать тротуары. Но проблема в том, что путь строительства нового является самым сложным, гораздо проще принимать популистские решения и идти по пути запретов»,
— прокомментировал урбанист.
Андрей Черняков уверен, что необходимо вести работу с культурой поведения на улицах и доносить до людей правила пользования СИМ.
«Необходимо отучать электросамокатчиков неуважительно относиться к остальным участникам дорожного движения. Вводить безумные штрафы считаю глупостью. У нас за превышение скорости на автомобиле штрафы гораздо меньше, хотя степень социальной опасности автомобиля гораздо выше, однако никто не думает, что их надо везде запрещать»,
— заключил урбанист.