— Денис, с чего началось ваше увлечение фотокамерами?
— Я заинтересовался плёночными фотоаппаратами, когда в художественном училище начал проходить фотодело. Интерес к аналоговой фотосъёмке возрос, когда я увидел, как мой друг Эдуард Прокопенко снимает, проявляет фотоплёнку, экспериментирует. В 2015 году мне подарили первый фотоаппарат — советский малоформатный зеркальный «Зенит ЕТ». Следом я уже сам приобрёл и «Зенит Е».
При аналоговой съёмке гарантирована интрига: никогда не знаешь, что в итоге получится. Нужно верно подобрать фотоплёнку, правильно выставить диафрагму, выдержку. Чтобы расширить возможности для занятий фотографией, я пополнил свой комплект немецкой камерой Praktica и японской Minolta. Поощряя моё хобби, отец подарил ещё несколько фотокамер. Так я стал погружаться в изучение свойств, отличий и возможностей аналоговых фотоаппаратов.
— Но вы не ограничились съёмкой, а начали собирать фотокамеры?
— Не меньше, чем сама съёмка, меня увлекла история возникновения брендов, моделей фотоаппаратов, всякие технические нюансы. Очень впечатлил дизайн аналоговых фотокамер — это произведения искусства! И ещё так приятно ощущать материал, из которого они изготовлены — латунь, сталь, дерево, кожа… Возможно, эта любовь к истории и тяга к раритетам передались мне вместе с генами родителей. Отец — страстный коллекционер, он собирает картины и советскую атрибутику. А от мамы я перенял упорство и целеустремленность, что тоже важно в этом деле.
— Сколько сегодня фотоаппаратов в вашей коллекции?
— Всего их более 1 тыс. Это техника из США, Японии, Швеции, Германии, Канады, Франции, Италии, Великобритании, Китая, Сингапура, Турции. И, конечно, есть отечественные фотоаппараты — их около 300.
Когда в 2022 году число камер перевалило за 800, я заинтересовался различными сериями одних и тех же моделей. Например, я давно приобрёл для коллекции «Зоркий 6» 1965 года выпуска. Но недавно не смог пройти мимо модификации 1960 года, которая выпускалась совсем небольшим тиражом. Активно собираю фотоаппараты «Смена», в числе которых — камеры с логотипом «50 лет ВЛКСМ», с символом Олимпиады-80, проходившей в Москве. А среди «Зенитов», которых у меня тоже немало, есть камеры, выпущенные к 50-летию Победы, XXV съезду КПСС и 850-летию Москвы.
— Как вы систематизируете коллекцию?
— Собраны разные образцы фототехники от конца XIX века до начала XXI века. Аппараты отличаются не только своими размерами, техническими особенностями, страной и годом изготовления, но и назначением — для медицинской, скрытой, картографической съёмки и т. д. Недавно я распределил фотоаппараты по «тематическим» стеллажам.
Зеркальные и дальномерные фотоаппараты, у которых кадры отличаются максимальной детализацией. Особую популярность 35-миллиметровые камеры со встроенным дальномером приобрели с выходом немецкого фотоаппарата Leica в 1932 году.
Среднеформатные и малоформатные камеры: первые (в основном это однообъективные зеркальные фотоаппараты) применяются в профессиональных студиях, на рекламных съёмках, а для вторых характерно обилие камер, сменной оптики и аксессуаров.
Далее следуют фотокамеры-«гармошки». В их числе — миниатюрная германская камера с фокусировочным мехом Аtom 1908 года выпуска. Вообще такого плана фототехника — старинная, и сейчас она популярна в узких кругах эстетов-профессионалов.
А вот главная особенность TLR-камер — два объектива. Не зря первый аппарат такой конструкции назвали фотобиноклем.
Ещё одна группа в моей коллекции — клап-камеры. Это складные фотоаппараты с выдвигаемой передней стенкой, где расположен объектив.
И, наконец, «шпионские» и фотокамеры спецназначения — преимущественно для скрытой и научной съёмки. Некоторые меньше спичечного коробка.
— Расскажите о миниатюрных камерах.
— Например, советский «Аякс-12», который выпускали для скрытой съёмки в 1952–2002 годы. Обычно их прятали в кейс, но есть микрокамеры для верхней одежды: они размещались в пуговице. Мини-фотоаппарат хитро управлялся специальным тросиком, в нужный момент можно было сделать до десяти кадров подряд.
А «Нарцисс» поначалу применяли в медицинских целях. Это первый в мире зеркальный мини-фотоаппарат, использующий узкую 16-миллиметровую плёнку в специальных кассетах. Он выпускался в 1961–1965 годы, с конвейера сошло менее 11 тыс. Аналогов ему до сих пор не создано.
Начиная с 1950-х годов, много миниатюрных камер выпускают японцы. Один из образцов их продукции — Kiku 16.
— В вашей коллекции есть и знаменитые камеры Polaroid.
— Продукцией этой компании я увлёкся недавно, поэтому собрал лишь 20 камер моментального фото. Все помнят удобную и лёгкую камеру, которой многие пользовались в 1990-е годы — Polaroid 636. Но в 1940-х компания выпускала совершенно другие фотоаппараты — они были довольно увесистыми, до 3 кг. А самый неординарный в моей подборке — четырёхобъективная стереокамера Multishot40 для фотографирования на паспорт.
В СССР тоже пытались копировать технологии моментального фото и разработали фотоаппарат «Момент» в 1952 году. С конвейера сошли около 9 тыс. изделий. Есть ещё «Фотон», который производился с перерывами в 1969–1976 годах. Это редкий экспонат: успели изготовить 1839 штук, а потом выпуск свернули из-за нехватки светочувствительных фотоматериалов.
— Чем вас привлекают советские фотоаппараты?
— Это техника государства, которого уже не существует. Мне кажется, ещё не все осознали ценность вещей того времени. Советские фотоаппараты обычно предназначались для обывательской съёмки. При этом выпускались очень качественные объективы: «Гелиос 40», «Юпитер 37А», «Таир 11А», «Зенитар-М», которые и сейчас ценятся в профессиональной среде, и потому стоят недешёво.
Фотокамеры в СССР зачастую копировали с продвинутой зарубежной техники. «ФЭД», «Зоркий» — копии Leica 2. А прототип камер «Зоркий 10», «Зоркий 11» — японский Ricoh Auto 35V. Имеются и отечественные аналоги шведского фотоаппарата Hasselblad 1600 F — «Салют» и «Киев 88».
Но в СССР производили и совершенно уникальную технику. У всех на слуху фотоаппарат «Смена 8», который занесён в Книгу рекордов Гиннесса и считается самым массовым в мире фотоаппаратом. Вместе со «Сменой 8М» выпущено более 21 млн штук.
Или другой пример: в 1934 году в Советском Союзе выпустили опытную партию однообъективных зеркальных фотоаппаратов «Спорт». Это была оригинальная разработка мирового уровня. Но с серийным производством произошла заминка, и в результате первым в мире зеркальным фотоаппаратом признан германский Kine Exakta, который начали массово выпускать в 1936 году.
— Какой фотоаппарат в вашей коллекции самый старинный?
— У меня есть клап-камера с «гармошкой», выпущенная в 1898 году фирмой Kodak. И немецкая фотокамера ящичного типа 1899 года с аббревиатурой D.R.G.M.
— Какие относите к самым оригинальным?
— С броским дизайном камер довольно много. Например, «кирпич» — американский винтажный аппарат 1960 года Аrgus Autronic. Привлекают внимание фотоаппараты, стилизованные под сигареты или банки с пивом «Балтика». Это сувениры, но все они функционируют как камеры.
— Какие экспонаты наиболее ценны для вас?
— Пожалуй, три фотоаппарата Hasselblad, они ценятся среди коллекционеров наряду с продукцией Leica. На Hasselblad500El американские астронавты фотографировали Луну. Правда, корпус был титановый с задником на 200 кадров. Ещё мне очень дороги некоторые модели Nicon, Voigtländer, Mamiya, Yashica, Exakta.
— Как пополняете свою коллекцию?
— Поначалу я покупал фотоаппараты на еженедельной сходке коллекционеров в Ставрополе. Потом начал ездить по всему краю, выкупал интересные экземпляры. Близкие продолжают дарить фотокамеры, зная о моём увлечении. Ну и, конечно, в интернете можно многое отыскать. В Сети знакомился с коллекционерами и что-то выменивал, что-то скупал.
Кстати, все мои фотоаппараты — действующие. Некоторые я самостоятельно реставрирую, причём могу восстановить не только внешний вид, но и механику.
Помимо фотоаппаратов, начал коллекционировать ещё и неэкспонированную [т.е. неиспользованную. — Прим. ред.] плёнку. Заодно собрал практически все советские экспонометры [устройства для инструментального измерения яркости или освещённости снимаемых объектов. — Прим. ред.]. Я планирую сделать из них панно в виде ассамбляжа.
— Мечтаете создать музейную экспозицию?
— В прошлом году в краевом музее изобразительных искусств я выставлял часть своей коллекции. Людям было интересно, выставка прошла успешно. К сожалению, из-за сложностей с транспортировкой фотокамер был показан лишь фрагмент собрания.
Моя мечта и, наверное, конечная цель — на основе коллекции создать частный музей фототехники, чтобы была постоянная экспозиция. Люди смогут приходить и открывать для себя увлекательный мир аналоговых фотокамер.