сб, 05 окт.
18:58
Ставрополь
+18 °С, ясно
Эксклюзивы

Равные возможности для разных: депутаты Думы Ставропольского края наметили перспективы инклюзивного образования

21 сентября , 10:08ОбществоФото: Камилла Улубаева / ИА «Победа26»

В пятницу, 20 сентября, комитет Думы Ставропольского края по образованию, культуре, науке, молодёжной политике, СМИ и физической культуре, а также детский омбудсмен Светлана Адаменко проверили условия обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях регионального центра. Депутаты уверены: необходимо создать лучшую среду для адаптации школьников с особенностями здоровья, готовить квалифицированные кадры и формировать методологию обучения. Подробности — в материале «Победы26».

Взаимная социализация

В крае для детей с ОВЗ действуют 14 дошкольных учреждений и 195 детских садов, в которых открыты группы комбинированной компенсирующей направленности. Работают 25 коррекционных школ для всех видов нарушений. Также развивается интегрированное обучение в образовательных учреждениях.

Одно из них — школа №19 Ставрополя. Наряду с традиционными классами, здесь есть коррекционные, работающие по учебным программам для слабовидящих.

В школе №19 есть отдельные классы для детей с нарушением зрения
Фото: Мария Королёва / ИА «Победа26»

Директор Валентина Ворощенко рассказала, что в школе таких классов три: четвёртый, пятый и восьмой. В них обучаются почти 30 детей, имеющих разную степень инвалидности. Для удобства за партами установили стационарные увеличительные устройства, с помощью которых дети доводят свои навыки письма до автоматизма. Кроме того, в школе оборудовали небольшую учебную кухню.

«У нас инклюзия не в классе, а в школе. Дети с ОВЗ вовлечены в общешкольные мероприятия, нормотипичные школьники (не имеющие патологий развития и проблем с интеллектом. — Прим. ред.) привыкают к тому, что в обществе могут быть люди, отличающиеся от них. Происходит взаимная социализация»,

— уточнила директор.

За классами закреплены тьюторы. Во второй половине дня со школьниками ведётся коррекционная работа педагога-психолога, логопеда, также даётся время на самоподготовку к урокам.

В детском саду комбинированного вида №29 заведующая Марина Нехаева сообщила, что в учреждении действуют две группы для детей с умственной отсталостью, три — с задержками психического развития, одна — для кратковременного пребывания детей с расстройствами аутистического спектра. В 2006 году появилась группа с общеразвивающей направленностью.

«Когда мы видим, что детки тянут программу, мы можем включить их в эту группу»,

— добавила Марина Нехаева.

В детском саду только одна группа нормотипичных детей
Фото: Мария Королёва / ИА «Победа26»

Ещё одним пунктом рабочей поездки стало посещение краевого психологического центра. Его директор Елена Заика уточнила направленность учреждения: коррекционно-развивающая работа с детьми, которые ходят в общеобразовательные учреждения. В центре занимаются коррекцией, профилактикой, просвещением, ранней помощью детям и их родителям, чтобы предупредить риски развития различных нарушений здоровья. 

Директор психологического центра
Фото: Мария Королёва / ИА «Победа26»

Учиться и развиваться наравне со сверстниками

Рабочая группа подвела итоги выезда. Члены думского комитета, а также эксперты из частных реабилитационных организаций отметили положительный опыт инклюзии в школах. Обсудили пути решения проблем в современной образовательной среде, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. 

Прозвучали предложения обеспечить воспитателей и педагогов, занимающихся с детьми с ОВЗ, путёвками в санатории Кавминвод. Такую меру поощрения решили оформить как постановление и направить инициативу губернатору Владимиру Владимирову. 

Председатель профильного комитета Думы Ставропольского края Виктор Надеин отметил, что российская система образования делает всё, чтобы дети, которые имеют определённые ограничения по здоровью, могли учиться и развиваться наравне со сверстниками.

«Детей с ОВЗ с каждым годом становится всё больше. Мы должны адекватно на это реагировать. Речь идёт об отлаженной системной работе. Сегодня мы посмотрели, как происходит адаптация таких детей в учреждениях Ставрополя. Отмечу внутреннюю удовлетворённость отношением руководства к программе инклюзии»,

— сказал депутат.

Председатель комитета Думы Ставропольского края по образованию, культуре, науке, молодёжной политике, СМИ и физической культуре Виктор Надеин
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

Парламентарий перечислил параметры развития инклюзивного образования в регионе. Необходимо строительство профильных учебных заведений, таких как новая школа на юго-западе Ставрополя. Также необходимы квалифицированные кадры для таких организаций и разработка образовательных методологий.

«Нам необходимо двигаться в авангарде общероссийских и мировых тенденций. Появляются новые вызовы и проблемы, важно, чтобы мы обеспечивали детям с ОВЗ высокий уровень образования»,

— заключил Виктор Надеин.  

Авторы:Мария Королёва