Программу курса «Семьеведение» разработал Институт стратегии развития образования. Она рассчитана на учащихся 5–9 классов. Разработчики опирались на российскую конституцию, указ президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и Семейный кодекс РФ.
Главная цель нового курса — привести школьников к осознанию ценности крепкой семьи, брака и многодетности. Эти понятия дети будут изучать с позиции психологии, культурологии и этики.
Программа «Семьеведение» рассчитана на 34 учебных часа в рамках внеурочной деятельности. При этом некоторые темы рекомендовано изучать только в 8–9 классах, например, «Выбор спутника жизни».
Школьникам предстоит изучить пять крупных разделов семьеведения. Первый раздел называется «Человек, семья, общество». Ученикам расскажут, как и для чего создаётся семья, как она влияет на развитие ребёнка и его личностную самореализацию. Также дети узнают, какую роль семья играет для общества в целом, в том числе в решении демографических проблем современной России.
Второй раздел курса называется «Мои родственники — похожие и разные». Школьники исследуют свою родословную и семейные традиции. Детям расскажут о том, как важно сохранить историческую память о поколениях рода, в том числе с помощью ведения семейных архивов, фотоальбомов и записи мемуаров.
Подробно поговорят о роли и ответственности родителей в современной семье и вспомнят образы семьи, которые представлены в художественной литературе второй половины ХХ — начала XXI века, в мультфильмах и кино. Также учителя расскажут детям о взаимодействии с братьями, сёстрами и уважительном отношении к бабушкам и дедушкам, необходимости заботиться о пожилых родственниках.
В третьем разделе «О семейном уюте и не только…» поднимаются такие темы, как ведение домашнего хозяйства, распределение ролей при организации семейного быта. Кроме того, отдельный урок посвятят вопросам семейного бюджета. Акцент сделают на важности планирования и учёта семейных доходов и расходов, создании финансовой «подушки безопасности» и идее равноправия мужа и жены в решении денежных вопросов.
Четвёртый раздел называется как строчка из песни Ларисы Долиной: «Важней всего — погода в доме…». Школьникам расскажут о том, что такое здоровая семейная атмосфера и как на ней положительно сказывается многодетность. Обсудят понятия, которые лежат в основе взаимоотношений между супругами: любовь, верность, взаимная поддержка и честность. Также в этом разделе изучат, как избегать конфликтов в семье, что помогает родственникам объединиться и как важно каждому члену семьи вести здоровый образ жизни.
Пятый раздел называется «Современная семья и право». Он посвящён юридическим аспектам. Дети узнают, во сколько лет в России можно вступить в брак, как проходит регистрация брака и что такое брачный договор. Кроме того, в этом разделе рассмотрят меры социальной поддержки семей с детьми, такие как материнский капитал и ипотека для молодых семей, и кому вручается звание «Мать-героиня». Школьники изучат имущественные права и обязанности супругов, понятия «наследство» и «дарение», права и обязанности родителей и детей и роль уполномоченного по правам ребёнка.
Марина Перепёлкина, мама двух дочерей — учениц шестого и девятого класса, в целом относится к нововведению положительно. По её словам, большое значение имеет личность и профессионализм педагога, который будет преподавать семьеведение.
«И это не должно становиться каким-то дополнительным бременем для детей, увеличивать их и без того сильную учебную нагрузку. Поэтому семьведение должны вести взамен какого-то предмета, чтобы дети не проводили ещё больше времени в школе»,
— поделилась ставропольчанка.
Мама шестиклассницы Ирина К. (женщина не захотела называть свою фамилию) считает, что школа в этом предмете заступает на территорию семьи.
«Тем более семейные, как и человеческие в целом, ценности хорошо раскрывает литература. В школе уже есть уроки о важном — какие-то вещи можно проговорить и там. Лучше оставьте воспитание детей родителям. Школа должна прежде всего давать качественное образование, учить учиться, а количество воспитательных уроков уже превышает разумные пределы»,
— считает Ирина К.
Мама девятиклассницы Раиса Ракитина относится к новому предмету критично.
«Моему ребёнку этот предмет не нужен»,
— сказала женщина.
Курс «Семьеведение» проходит в рамках внеурочных занятий «Разговоры о важном». Как рассказали в министерстве образования Ставропольского края, единого учебника по указанному курсу на сегодняшний день не предусмотрено. Вместе с тем на официальных сайтах, рекомендованных к использованию в образовательном процессе (сайт «Разговоры о важном», сайт «Единое содержание общего образования»), уже есть методические рекомендации.
«Проводить занятия по курсу «Семьеведение» могут и классный руководитель, и учитель, обладающий богатым жизненным опытом, и представитель общественности, который заслуженно пользуется авторитетом у граждан и т. д. Оценка знаний по указанному курсу не предусмотрена»,
— сказала министр образования Ставрополья Мария Смагина.
Учитель русского языка и литературы Анастасия Шрамко считает, что преподавание семьеведения не должно быть формальным.
«В таком случае никакого результата мы не достигнем. Не хочется, чтобы к этому предмету относились, грубо говоря, как к призыву рожать пораньше. Здесь скорее про сохранение традиционных культурных ценностей»,
— говорит собеседница информагентства.
Также Анастасия Шрамко добавила, что в новом учебном курсе есть хорошие примеры образцовых семей, взятые из кинематографа и литературы, и это поможет школьникам обрести некие ориентиры, к которым нужно стремиться.
«Время, которое нам дают, можно провести с пользой. Либо этот курс может быть просто нудным времяпрепровождением детей, когда ни они, ни педагоги не понимают, зачем они здесь находятся. Поэтому очень многое зависит от учителей»,
— сказала Анастасия Шрамко.
При этом педагог отметила, что новый предмет — это дополнительная нагрузка на классных руководителей, и было бы хорошо, если бы на семьеведение давали дополнительные ставки.
Учитель математики Лилия Мак рассказала, что теме семьи в школе уделялось много внимания и раньше — на уроках «Разговоры о важном» и классных часах. Например, ко Дню учителя в этом году детям давали задание, направленное на установление диалога с родителями. У взрослых нужно было спросить, каких педагогов они помнят и почему. Перед Новым годом ученики рассказывают на классных часах, какие традиции соблюдаются в их семьях.
«Конечно, такой предмет, как семьеведение, должен вести психолог. Ведь специалист больше знает о подводных камнях отношений»,
— сказала Лилия Мак.
По мнению учителя истории и обществознания Натальи Герасимовой, введение нового предмета в школе очень своевременно. Когда она была на форуме классных руководителей в Нальчике, представители Института воспитания показали статистические данные об отношении подростков к созданию семьи. Старшеклассники в большинстве своём имеют даже не нейтральное, а скорее негативное отношение к браку. Детей они планируют заводить ближе к 30 годам и максимум двух.
«Если в таком направлении развиваться, то у нас не то что депопуляция будет, мы вообще в демографическую яму свалимся»,
— прокомментировала Наталья Герасимова.
Также педагог отметила, что не каждый ребёнок готов обсудить с классным руководителем семейные вопросы. Здесь может сработать стеснение и боязнь того, что о сказанном на уроке узнают родители. Поэтому правильнее было бы подключить к этой работе не классного руководителя или учителя истории, а психолога.