ср, 16 окт.
15:17
Ставрополь
+15 °С, ясно
Эксклюзивы

«Оценки не предусмотрены»: что ставропольские учителя и родители думают о новом курсе по семьеведению

11 октября , 08:21ОбществоФото: Камилла Улубаева / ИА «Победа26»

С сентября 2024 года в российских школах ввели новый предмет — «Семьеведение». О том, что предстоит изучать детям на этом курсе и чего от него ждут участники образовательного процесса в Ставропольском крае, узнала «Победа26».

«Осознать ценность брака» 

Программу курса «Семьеведение» разработал Институт стратегии развития образования. Она рассчитана на учащихся 5–9 классов. Разработчики опирались на российскую конституцию, указ президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и Семейный кодекс РФ.

Главная цель нового курса — привести школьников к осознанию ценности крепкой семьи, брака и многодетности. Эти понятия дети будут изучать с позиции психологии, культурологии и этики.

Программа «Семьеведение» рассчитана на 34 учебных часа в рамках внеурочной деятельности. При этом некоторые темы рекомендовано изучать только в 8–9 классах, например, «Выбор спутника жизни».

Семейное древо

Школьникам предстоит изучить пять крупных разделов семьеведения. Первый раздел называется «Человек, семья, общество». Ученикам расскажут, как и для чего создаётся семья, как она влияет на развитие ребёнка и его личностную самореализацию. Также дети узнают, какую роль семья играет для общества в целом, в том числе в решении демографических проблем современной России.

Второй раздел курса называется «Мои родственники — похожие и разные». Школьники исследуют свою родословную и семейные традиции. Детям расскажут о том, как важно сохранить историческую память о поколениях рода, в том числе с помощью ведения семейных архивов, фотоальбомов и записи мемуаров.

Школьники будут обсуждать роль семьи в жизни каждого человека
Фото: ИА «Победа26»

Подробно поговорят о роли и ответственности родителей в современной семье и вспомнят образы семьи, которые представлены в художественной литературе второй половины ХХ — начала XXI века, в мультфильмах и кино. Также учителя расскажут детям о взаимодействии с братьями, сёстрами и уважительном отношении к бабушкам и дедушкам, необходимости заботиться о пожилых родственниках.

Погода в доме

В третьем разделе «О семейном уюте и не только…» поднимаются такие темы, как ведение домашнего хозяйства, распределение ролей при организации семейного быта. Кроме того, отдельный урок посвятят вопросам семейного бюджета. Акцент сделают на важности планирования и учёта семейных доходов и расходов, создании финансовой «подушки безопасности» и идее равноправия мужа и жены в решении денежных вопросов.

Четвёртый раздел называется как строчка из песни Ларисы Долиной: «Важней всего — погода в доме…». Школьникам расскажут о том, что такое здоровая семейная атмосфера и как на ней положительно сказывается многодетность. Обсудят понятия, которые лежат в основе взаимоотношений между супругами: любовь, верность, взаимная поддержка и честность. Также в этом разделе изучат, как избегать конфликтов в семье, что помогает родственникам объединиться и как важно каждому члену семьи вести здоровый образ жизни.

Пятый раздел называется «Современная семья и право». Он посвящён юридическим аспектам. Дети узнают, во сколько лет в России можно вступить в брак, как проходит регистрация брака и что такое брачный договор. Кроме того, в этом разделе рассмотрят меры социальной поддержки семей с детьми, такие как материнский капитал и ипотека для молодых семей, и кому вручается звание «Мать-героиня». Школьники изучат имущественные права и обязанности супругов, понятия «наследство» и «дарение», права и обязанности родителей и детей и роль уполномоченного по правам ребёнка.

Не перегружать детей

Марина Перепёлкина, мама двух дочерей — учениц шестого и девятого класса, в целом относится к нововведению положительно. По её словам, большое значение имеет личность и профессионализм педагога, который будет преподавать семьеведение.

«И это не должно становиться каким-то дополнительным бременем для детей, увеличивать их и без того сильную учебную нагрузку. Поэтому семьведение должны вести взамен какого-то предмета, чтобы дети не проводили ещё больше времени в школе»,

— поделилась ставропольчанка.

Мама шестиклассницы Ирина К. (женщина не захотела называть свою фамилию) считает, что школа в этом предмете заступает на территорию семьи.

«Тем более семейные, как и человеческие в целом, ценности хорошо раскрывает литература. В школе уже есть уроки о важном — какие-то вещи можно проговорить и там. Лучше оставьте воспитание детей родителям. Школа должна прежде всего давать качественное образование, учить учиться, а количество воспитательных уроков уже превышает разумные пределы»,

— считает Ирина К.

Мама девятиклассницы Раиса Ракитина относится к новому предмету критично.

«Моему ребёнку этот предмет не нужен»,

— сказала женщина.

Многое зависит от учителя

Курс «Семьеведение» проходит в рамках внеурочных занятий «Разговоры о важном». Как рассказали в министерстве образования Ставропольского края, единого учебника по указанному курсу на сегодняшний день не предусмотрено. Вместе с тем на официальных сайтах, рекомендованных к использованию в образовательном процессе (сайт «Разговоры о важном», сайт «Единое содержание общего образования»), уже есть методические рекомендации.

«Проводить занятия по курсу «Семьеведение» могут и классный руководитель, и учитель, обладающий богатым жизненным опытом, и представитель общественности, который заслуженно пользуется авторитетом у граждан и т. д. Оценка знаний по указанному курсу не предусмотрена»,

— сказала министр образования Ставрополья Мария Смагина.

Министр образования Ставропольского края Мария Смагина
Фото: Валерия Алтухова / ИА «Победа26»

Учитель русского языка и литературы Анастасия Шрамко считает, что преподавание семьеведения не должно быть формальным.

«В таком случае никакого результата мы не достигнем. Не хочется, чтобы к этому предмету относились, грубо говоря, как к призыву рожать пораньше. Здесь скорее про сохранение традиционных культурных ценностей»,

— говорит собеседница информагентства.

Учитель русского языка и литературы Анастасия Шрамко
Фото: из личного архива Анастасии Шрамко

Также Анастасия Шрамко добавила, что в новом учебном курсе есть хорошие примеры образцовых семей, взятые из кинематографа и литературы, и это поможет школьникам обрести некие ориентиры, к которым нужно стремиться.

«Время, которое нам дают, можно провести с пользой. Либо этот курс может быть просто нудным времяпрепровождением детей, когда ни они, ни педагоги не понимают, зачем они здесь находятся. Поэтому очень многое зависит от учителей»,

— сказала Анастасия Шрамко.

При этом педагог отметила, что новый предмет — это дополнительная нагрузка на классных руководителей, и было бы хорошо, если бы на семьеведение давали дополнительные ставки.

Подключить психолога

Учитель математики Лилия Мак рассказала, что теме семьи в школе уделялось много внимания и раньше — на уроках «Разговоры о важном» и классных часах. Например, ко Дню учителя в этом году детям давали задание, направленное на установление диалога с родителями. У взрослых нужно было спросить, каких педагогов они помнят и почему. Перед Новым годом ученики рассказывают на классных часах, какие традиции соблюдаются в их семьях.

«Конечно, такой предмет, как семьеведение, должен вести психолог. Ведь специалист больше знает о подводных камнях отношений»,

— сказала Лилия Мак.

По мнению учителя истории и обществознания Натальи Герасимовой, введение нового предмета в школе очень своевременно. Когда она была на форуме классных руководителей в Нальчике, представители Института воспитания показали статистические данные об отношении подростков к созданию семьи. Старшеклассники в большинстве своём имеют даже не нейтральное, а скорее негативное отношение к браку. Детей они планируют заводить ближе к 30 годам и максимум двух.

«Если в таком направлении развиваться, то у нас не то что депопуляция будет, мы вообще в демографическую яму свалимся»,

— прокомментировала Наталья Герасимова.

Учитель истории и обществознания Наталья Герасимова
Фото: из личного архива Натальи Герасимовой

Также педагог отметила, что не каждый ребёнок готов обсудить с классным руководителем семейные вопросы. Здесь может сработать стеснение и боязнь того, что о сказанном на уроке узнают родители. Поэтому правильнее было бы подключить к этой работе не классного руководителя или учителя истории, а психолога.   

Авторы:Евгения Перцева