В России кроме стандартного посещения школы родители вправе выбрать альтернативные формы получения знаний для своего ребёнка. Это очно-заочное и заочное образование (выборочное посещение занятий в школе, к которой ученик прикреплён), а также семейное обучение и самообразование (обязательна аттестация перед сдачей экзаменов).
В советские годы единственным законным основанием для надомного обучения был серьёзный медицинский диагноз. Сейчас для такого перехода достаточно желания родителей с учётом мнения ребёнка.
Как сообщили в минобразования Ставрополья, если в 2015–2016 учебном году в крае учились не очно только 109 школьников, то к настоящему моменту их стало уже 1183 человека. В ведомстве полагают, что на такой выбор повлияли развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также появление онлайн-школ.
«Следует отметить, что при выборе семейной формы получения образования ответственность за его качество всецело относится к обязанностям родителей или законных представителей несовершеннолетних обучающихся»,
— напомнила министр образования Ставрополья Мария Смагина.
Контроль за успеваемостью детей, обучающихся вне школьных стен, должны вести местные власти — управление образования муниципалитета. Если у ребёнка появились академические задолженности и их не закрыли вовремя, то его могут вернуть в школу.
Причин, почему всё больше родителей не хотят отдавать своих детей в традиционные школы, много. Самая банальная — нехватка мест.
Так, жительница Ставрополя Ольга Останина в беседе с корреспондентом «Победы26» поделилась, что переводу на семейное обучение её старшего сына в школе препятствовать не стали, ей сразу отдали личное дело и медицинскую карту.
«Сказали, у нас и так некуда детей сажать»,
— объяснила она.
Из других причин перехода ставропольчанка назвала возможность свободно распоряжаться временем детей. Можно подстроиться под интересы ребёнка и эффективно распланировать день, отмечает она.
«Сын довольно спокойный, и школьный шум-гам его утомлял. После уроков не было сил ни на что. Конечно, ему стало комфортнее на семейном обучении, стал высыпаться. Мы распределили занятия по времени и дням недели. Он мог с утра пойти в бассейн, а после обеда позаниматься с репетиторами. Английский выбрали с носителем языка, занимались в игровой форме в компании подростков»,
— перечислила плюсы Ольга Останина.
Собеседница редакции подчеркнула, что сама репетитор английского языка и не понаслышке знает: дети зачастую не понимают, что от них требуют школьные учителя в заданиях на дом. Индивидуальный подход к ребёнку на семейном обучении помогает разрешить все сомнения и построить прочный фундамент знаний, уверена она.
Сын Ольги Останиной обучался не в школе с пятого по седьмой класс. Сейчас подросток посещает частную школу.
«Седьмой класс сын закончил почти на отлично. Восьмой меня уже немного пугал, потому что химия, физика, биология — более серьёзные предметы. К тому же средняя дочь пошла в первый класс, и у меня уже не было столько времени организовать распорядок дня старшему. Приняли решение отправить его в частную школу. Все предметы системно и в одном месте. Сразу стал хорошие оценки получать, учителя хвалят, то есть уровень знаний достаточный»,
— прокомментировала мама.
Дочка-первоклассница Ольги также числится на семейном обучении, дополнительно посещает православную гимназию.
Каким бы привлекательным ни казалось семейное обучение, на другой чаше весов: деньги и время родителей. Ольга Останина подсчитала, что на репетиторов, кружок по программированию, спортивную секцию в месяц уходило 20–25 тыс. рублей.
Кроме того, необходимо проходить онлайн-аттестацию раз в год, услуга стоит 12 тыс. рублей. Зафиксировать академическую успеваемость можно и бесплатно в государственной школе, но, по словам женщины, школы к этому относятся без энтузиазма, поскольку это занимает время.
«Минусы семейного обучения следующие: либо ты полностью погружаешься в школьную программу, ищешь материалы и методики, контролируешь, что прошёл, что усвоил, либо надо обращаться к репетиторам, а это затратно. Но образование моих детей — это моя ответственность. Поэтому я не перекладываю обучение на школу»,
— резюмировала Ольга Останина.
Существует стереотип, что, находясь на семейном образовании, дети не социализируются. Собеседница «Победы26» считает, что такое мнение ошибочно.
«Общения было много и на программировании, и на секции, и на кружке по английскому языку. Я не очень верю в социализацию в школе. 10 лет находиться в одном и том же коллективе одновозрастных детей — это не про социализацию, это про «выжить сегодня»,
— поделилась мнением Ольга Останина.
Чтобы нормализовать психологическое состояние своего ребёнка, попробовать домашнее обучение решила и ставропольчанка Наталья Ляховец. Она заметила, что её средний сын-четвероклассник, приходя из школы, часто бывал не в духе.
«Он говорил: «Мама, я тупой». Стал поправляться, стал одеваться в чёрную одежду, закрываться. Кроме того, мой старший ребёнок заканчивал школу, и возник вопрос о выборе профессии. На мой вопрос: «Кем ты хочешь быть?», он ответил, что не знает и никакие школьные предметы особенно не любит. Тогда я поняла, что общеобразовательная школа — не наш путь»,
— рассказала жительница краевой столицы.
Как раз тогда началась пандемия COVID-19, переход на онлайн-обучение оказался очень кстати.
На семейном обучении 10-летнему ребёнку стало комфортнее, отмечает Наталья Ляховец. При этом на уроки тратится меньше времени, поскольку нет нужды успокаивать целый класс. Обучение проходило на платной образовательной онлайн-платформе. На уроки и домашние задания в день уходило не больше четырёх часов.
«Все чётко, точно, по расписанию. Оставалось много свободного времени, поэтому первые два месяца сын просто отдыхал. Потом стал брать себе дополнительные кружки — изучать третий язык, заниматься гитарой, больше времени уделял спорту, пробовал углублённо заниматься по разным предметам»,
— рассказала женщина.
Ставропольчанка видит в семейном обучении одни плюсы. Также Наталья Ляховец заметила, что у её сына изменилось отношение к учёбе.
«Совсем другое восприятие информации, он начинает понимать, как один предмет связан с другим. У него нет отторжения»,
— прокомментировала женщина.
Кроме того, посещая кружки, подросток много общался со сверстниками, мог формировать круг общения по интересам. Ребёнок начал проявлять лидерские качества, подчеркивает горожанка.
В восьмом классе юноша решил вернуться в общеобразовательную школу. Сказал, что хочет занять своё место в устойчивом коллективе, ведь на секциях и кружках, которые он посещал, постоянно менялся состав детей.
Собеседница редакции призналась, что этот шаг вызвал некоторые проблемы: на дополнительные активности просто перестало хватать времени. Кроме того, сын Натальи Ляховец оказался не приспособлен к некоторым реалиям школьной жизни.
«Ребёнок не понимал, почему учитель кричит, у него не было трепета перед педагогами. Если что-то было непонятно, он добивался ответа. Это, конечно, вызывало негатив»,
— сделала вывод женщина.
Доцент кафедры педагогики, методологии и технологии образования психолого-педагогического факультета СКФУ Алина Дунаенко резюмировала в беседе с корреспондентом «Победы26» все плюсы и минусы перевода школьников на семейное обучение. По мнению специалиста, важным преимуществом такого подхода является гибкий график. Расписание занятий можно подстроить под биологические часы «сов» и «жаворонков». Кроме того, обучение вне школы может оградить ребёнка от буллинга, от стресса при сдаче контрольных и ответов у доски.
«Из минусов — высокая нагрузка на родителя, который будет сопровождать процесс обучения ребёнка, ограниченный доступ к ресурсам, к примеру, химическим реактивам для опытов. В вопросах социальной адаптации мнения противоречивы, потому что ребёнок на семейном образовании всё же не изолирован. Однозначно то, что детям важно освоить механизм социального лифта, что бывает сложно без постоянного коллектива»,
— отметила Алина Дунаенко.
Ранее «Победа26» публиковала материал о продлёнках для школьников. Сколько стоит посещение таких групп, какие активности предусмотрены для детей и куда отдать ребёнка, если в образовательном учреждении таких групп нет — в материале информагентства.