пт, 25 апр.
13:29
Ставрополь
+15 °С, облачно
Эксклюзивы

«Война, на которой нас не было»: ставрополец рассказал о службе в Анголе

15 февраля , 12:44ОбществоФото: Камилла Улубаева / ИА «Победа26»

15 февраля, в День вывода советских войск из Афганистана, в России отмечают День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. По примерным данным, в более чем 30 вооружённых конфликтах за рубежом в советское время участвовали порядка 1,5 млн воинов из СССР. Одна из таких горячих точек — 27-летняя война в Анголе. В 1980-е в противостоянии крупнейших группировок в этой стране довелось участвовать ставропольцу Александру Шорину. О службе он рассказал «Победе26».

Со Ставрополья — в Африку

Александр Шорин родился и вырос в Кочубеевском округе, в станице Беломечётской. Как и все советские дети в 70-х годах прошлого века ходил в школу, гулял с друзьями. После выпуска окончил курсы автослесарей в Черкесске и водителей — в отделении ДОСААФ Невинномысска. От службы в армии в то время практически не уклонялись. Не пройти «армейку» было стыдно и означало стать изгоем среди сверстников.

«В армию меня призвали в 1981 году. Попал в морфлот. Сначала была учебка в Кронштадте, а после — Балтийск. Определили на большой противолодочный корабль «Образцовый». Позднее интересовался судьбой корабля. В июне 1993 года он был исключён из состава ВМФ, разоружён и в 1994 году расформирован. Кажется, его потом Индия купила. Там из «Образцового» сделали музей»,

— рассказывает Александр Шорин.

Большой противолодочный корабль «Образцовый»
Фото: wikipedia.org

А в июне 1982 года Александр и его сослуживцы ушли на «Образцовом» в Анголу, защищать интересы Советского Союза в этой стране. Примерно в это же время отправился служить в Афганистан одностаничник и друг Александра Алексеевича Николай Борисенко, сейчас возглавляющий Ставропольское краевое отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое Братство».

Гражданская война, малярия и жара

С 1975 года в Анголе, бывшей португальской колонии, шла затяжная гражданская война. СССР и Куба по просьбе лидера Партии труда Жозе Эдуарду душ Сантуша поддерживали его организацию, а ЮАР и Заир при поддержке США были на стороне оппозиции.

Из Советского Союза в Анголу приезжали военные специалисты, переводчики и солдаты. Целью офицеров было научить ангольцев воевать — планировать и проводить войсковые операции. По воспоминаниям ветеранов Анголы, дело это было непростое, потому что, повоевав, к вечеру местные «бойцы» пили пиво и отправлялись домой.

«Очень удивили ангольцы-вояки. Там же вся наша советская техника тогда была, ЗИЛы и прочее. Они повоюют, потом всё бросают — и по домам. Они всё время плясали — весёлый народ»,

— улыбается воспоминаниям Александр Шорин.

Самыми активными в боевых действиях были кубинцы.

Переводчик Александр Поливин позднее, во время сражений за город Куиту-Куанавале, напишет строки будущего гимна советских «ангольцев»:

«Куда нас, дружище, с тобой занесло,

Наверно, большое и нужное дело?

А нам говорят: «Вас там быть не могло,

И кровью российской

Анголы земля не алела…»

По официальным данным, за время войны в Анголе погибли 54 советских гражданина. В их числе — солдаты, офицеры, генералы, члены их семей, гражданские специалисты.

Службу осложняли невыносимая духота, тропические ливни и малярийные комары
Фото: из личного архива Александра Шорина

Перед отправлением в Анголу военнослужащие делали прививки от малярии и других инфекционных заболеваний, свирепствовавших в этом государстве, и давали подписку о неразглашении: официально никаких советских военных в Анголе не было. Прививки, к сожалению, помогали не всегда. Так, от малярии в середине 1980-х погибли два моряка-срочника. Кроме того, бойцы и гражданские гибли на фронте, в авиакатастрофах и автоавариях.

Морская служба на юге Африки

Советские морские надводные и подводные суда завозили в Анголу продовольствие и медикаменты. Военные корабли несли боевую службу, охраняли гражданские суда и сопровождали крупнотоннажные транспорты с важными грузами, в том числе с военным имуществом, которое перевозили из СССР и Кубы в Анголу, Мозамбик, Гвинею-Бисау и другие страны. Также моряки обеспечивали спутниковую связь. А однажды на борту «Образцового» встречали лидера соседней Намибии, которая была оккупирована ЮАР и вела борьбу за независимость.

По рассказам ветеранов, моряки были готовы к любому развитию событий. Артиллерийские, ракетные и бомбомётные установки могли в любое время открыть огонь, бортовые радиолокационные станции работали в боевом режиме, на каждом корабле были подразделения, укомплектованные стрелковым оружием для ведения боевых действий на берегу.

На «Образцовом» встречают лидера Намибии
Фото: из личного архива Александра Шорина

Большой радостью для бойцов были письма из дома, вспоминает ставрополец.

«Почта была один раз в месяц, когда прилетал транспортный самолёт.  Его, как нам говорили, не проверяли спецслужбы», 

— рассказывает Александр Шорин.

Бойцы ФАПЛА (Народных вооружённых сил освобождения Анголы)
Фото: из личного архива Александра Шорина

Ещё одним испытанием была африканская погода: жаркая, удушающе влажная и с продолжительным сезоном тропических ливней.

На берег моряки сходили без каких-либо опознавательных знаков; фотографировались тайно
Фото: из личного архива Александра Шорина

Моряки редко сходили на берег: контакты с местными руководство не поощряло. Но фото на память советским военным всё же удавалось сделать: на корабле были три самых недорогих в СССР фотоаппарата «Смена».

«Фотографировать-то запрещали, всё запрещали. Но мы там кое-как, втихушечку фотографировали», 

— вспоминает ветеран.

Александр Шорин с сослуживцем
Фото: из личного архива Александра Шорина

Положение на фронте в то время было не самое удачное для правительственных сил. Войска повстанцев из УНИТА (Национального союза за полную независимость Анголы), используя тактику партизанской войны, рвались к столице страны — Луанде. Решающие бои состоялись лишь в 1987–1988 годах: после них военные из ЮАР покинули страну.

«В то время как раз 100 километров до Луанды оставалось, «унитовцы» уже всё захватывали. Это были 1982–1983 годы. Какие задачи нам ставили — мы всё выполняли»,

— скупо делится Александр Шорин.

Возвращение домой

Ставрополец, несмотря на предложения остаться на сверхсрочную службу, вернувшись из Анголы, где провёл более полутора лет, уволился в запас и уехал жить и работать на север, в Сургут. Несколько лет назад он переехал с семьёй в Иваново, но почти каждый год бывает на малой родине. В его станице, говорит, ничего особенно не изменилось, а вот в Невинномысске — перемены заметны.

«Там, смотрю, строят микрорайоны новые. Новые дороги, развязки там такие стали, не как раньше было», 

— отмечает Александр Шорин.

Александр Шорин с сыном Григорием
Фото: из личного архива Александра Шорина /

Пенсионер часто вспоминает об Анголе. Масштабные боевые действия в этой стране прекратились только в 2002 году, после смерти лидера группировки УНИТА Савимби. К тому времени советская армия, ВМФ и сам Советский Союз ушли в историю. А ветераны Анголы с горечью говорят, что после распада СССР и смены политического курса Африку мы упустили. Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Сирия, Ливия, Египет, Сомали…

В Анголе после ухода советских войск США бросили повстанцев и стали поддерживать официальную власть. Сейчас американские компании ведут разработку нефтяных и алмазных месторождений. Советская Африка так и осталась несбывшейся мечтой, за которую отдали жизни десятки солдат, офицеров и гражданских специалистов из СССР.

После Великой Отечественной войны более 1 млн советских граждан принимали участие в различных войнах и конфликтах по всему миру. В ознаменование их подвигов и был учреждён в 2011 году День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. А дату приурочили ко Дню вывода советских войск из Афганистана.

Ранее сообщалось, что в Кисловодске ко Дню защитника Отечества откроют новые Парты Героев. 

Напомним, что поручению губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова мероприятия 2025 года в регионе будут ориентированы на воспитание детей. Этот год пройдёт под знаком 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.   

Авторы:Андрей Шворнев