

По словам руководителя отряда Дмитрия Гладского, с начала 2025 года в поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» поступило около 180 сообщений о пропаже людей. На данный момент 120 человек из этого числа найдены живыми, 22 — погибшими, в том числе один ребёнок.
Ещё 13 «потеряшек» обратились к волонтёрам в рамках обратного поиска.
«Это когда мы не знаем, как зовут человека и где он живёт, или он может себя назвать, но не знает где находятся его друзья и родственники»,
— пояснил Гладской.
Он также развеял миф о трёх сутках, которые нужно выждать с пропажи человека прежде, чем начать поиски. Если человек пропал, нужно сразу подавать заявку по телефону 112 или лично обратиться в отдел полиции.
«Мы подключимся максимально быстро. Шансы найти человека будут значительно выше»,
— рассказал спикер.


Поисковик ставропольского ПСО «ЛизаАлерт» Мария Ременная дополнила, что в региональном отряде существует 24 направления по поиску людей. Из них 80% решаются информационным путём.
«Это может быть обзвон больниц, просмотр записей с камер, опрос свидетелей. Когда уже понимаем, что человек может быть в природной среде, он терпит бедствие, тогда делаем выезд»,
— поделилась Мария.
Поисковики также используют беспилотники, которые делают снимки местности. Затем нейросеть анализирует изображения и помогает установить местоположение пропавших людей. В 2024 году так были найдены 12 человек.
Дмитрий Гладской подчеркнул, что этот метод позволяет сэкономить время. С помощью новых технологий можно найти человека за полтора-два часа. Раньше, когда поиск осуществлялся вручную, на это уходило около 10 дней.
Мария Ременная поделилась историей о резонансных поисках, которые навсегда запомнились ей.
«Случай произошёл в Карачаево-Черкесской Республике. Это был поиск двух детей — девочки и мальчика. Мы тогда поехали в ночь, лил дождь. Это был непростой поиск, где принимало участие много добровольцев и служб. Понравилась командная работа со службами и поисковиками из других регионов. Беда объединила людей, и это единение дало положительный результат»,
— рассказала Ременная.


Этот случай также вспомнил и Дмитрий Гладской.
«Когда ты один на один со стихией, ты должен абстрагироваться и давать задачи поисковым группам. В режиме нон-стоп забываешь спать и есть. Ты постоянно на карте, обдумываешь задачи. В день приходило 600–700 человек, а также много конников… Всегда будет поиск, который ты проведёшь через себя и запомнишь на всю жизнь»,
— поделился Дмитрий.
Спикер рассказал, что в настоящее время в высокогорном селе Дагестана ищут четырёхлетнего ребёнка, который упал в реку 12 мая. В ту местность дополнительно направляют волонтёров из соседних регионов. Ожидается прибытие людей из Москвы.
Принимать участие в поисках пропавших могут все желающие, достигшие совершеннолетия. Так, в ставропольском отряде числятся разновозрастные люди с разным достатком, представители разнообразных профессий.
Участники конференции рассказали и о самом продолжительном поиске человека. Искать жителя КЧР начали 25 лет назад, а нашли уже в преклонном возрасте в 2024 году в Ростове-на-Дону во время проведения мероприятий по другой заявке.
На конференции спикеры подняли и тему безопасности в летний сезон: с наступлением тёплого времени года взрослые и дети выходят в лес, уезжают к водоёмам или к родственникам в сёла и могут легко потеряться на незнакомой местности. Сотрудники поискового отряда «ЛизаАлерт» подчёркивают, что родители должны регулярно обсуждать с детьми основные аспекты безопасности.
Мария Ременная подчеркнула важность постоянного наблюдения за детьми, особенно вблизи воды. В случае, если взрослые или дети отправляются в лес, необходимо убедиться в полной зарядке мобильных устройств и взять с собой внешний аккумулятор.
«Самый «интересный» у нас Русский лес. Там нет связи, сложный рельеф. Ещё одна проблема: когда уходят в лес, зачем-то надевают камуфляж, из-за чего людей сложнее найти. Яркий элемент одежды поможет нейросети быстрее обнаружить человека. Обязательно берите с собой дорожный жилет, яркую одежду»,
— добавил Дмитрий Гладской.


Поисковики также рассказали, что персонал одной из торговых сетей Ставрополья обучили алгоритмам, с помощью которых определяют людей с деменцией. После этого информацию предают добровольцам, приступающим к поискам родственников.
«О том, что этот человек пропал, чаще всего никто ещё не знает. Он просто приходит в магазин за молоком и через некоторое время не понимает, где он и что делает»,
— пояснил Гладской.
Но что делать, если человек целенаправленно скрывается от родных и близких? Отвечая на этот вопрос, Дмитрий Гладской рассказал, что такому гражданину всё равно нужно прийти в полицию и заявить, что он жив и здоров, чтобы закрыли розыскное дело.
При этом человеку должно быть не менее 18 лет. Если же речь идёт о несовершеннолетнем, то обязательно приглашают его родителей — они несут за ребёнка ответственность.
«У нас есть человек в отряде, которого искали, когда он был юным. У него был квест: сделать так, чтобы не нашли его ни службы, ни поисковики. Сколько мы на него ни выезжали, я всегда молился, чтобы ему скорее исполнилось 18 лет. Теперь он на своём примере в нашем отряде показывает, каково по ту сторону баррикад, как делать не нужно. Зачем уходить из дома, если можно договориться с родственниками»,
— рассказал специалист.