

Кисловодская система водоснабжения — одна из наиболее сложных в России. Из-за горного расположения перепады высот в местности достигают от 300 до 500 м. Такие колебания рельефа создают значительные сложности в подаче воды, но специалисты успешно решают этот вопрос.
Создать систему бесперебойного водоснабжения пытались с момента основания Кисловодска. Для этого использовались родники, строились локальные водопроводные линии и канализационные сети. Прийти к централизованному водоснабжению удалось в 1895 году, когда в эксплуатацию ввели первый городской водопровод из источника у Лермонтовской скалы. С тех пор Кисловодск по мере своего туристического развития стал получать всё больше и больше воды. Ощутимый рывок случился в 1954 году, когда началось использование поверхностных вод реки Эшкакон, но ситуация всё еще оставалась нестабильной.


В 1977 году в город приехала работать выпускница новороссийского коммунально-строительного техникума Екатерина Мосиенко. Уроженка Краснодарского края попала в Кисловодск диспетчером водоканала по учебному распределению и осталась.
«Нас сюда приехало трое выпускников, а осталась я одна. Работа тяжёлая, не каждый справится. В первое время в чужом городе было очень сложно. Тогда вода подавалась всего на несколько часов в день. Надо было развивать предприятие. Приходилось работать в выходные, чтобы изучить местную схему водоснабжения и наработать навыки. Очень тогда помогли знания, приобретённые в техникуме и опыт старших товарищей»,
— делится Екатерина Мосиенко.


В 1989 году полностью достроили Эшкаконское водохранилище ёмкостью 10,5 млн. куб. м. Ещё через девять лет в эксплуатацию ввели две насосные станции и водовод, позволившие подавать в Кисловодск воду из Кубани, однако ресурс по-прежнему оставался в дефиците.
Екатерина Мосиенко, проработавшая на тот момент диспетчером уже 26 лет, в 2003 году становится заместителем начальника производственно-технического отдела кисловодского подразделения водоканала. Тогда же начинаются масштабные работы по преобразованию коммунальной инфраструктуры. Специалисты заменили задвижки и сети, реконструировали водопроводные колодцы, камеры, а также построили новые резервуары и разделили город на зоны для более эффективного распределения ресурса.
«Зонирование проводили своими силами, поэтапно. Сначала наладили 12-ти часовую подачу, а к 2005 году кисловодчане и жители посёлков уже получали воду круглосуточно и бесперебойно»,
— рассказывает собеседница.


Уже 20 лет женщина занимает должность начальника отдела. Путь от диспетчера до руководителя длиной в 48 лет нисколько не утомил, признаётся Екатерина Мосиенко. Ей никогда не хотелось бросить работу, на предприятии она обрела своё призвание и даже семью.
«Мой муж работал здесь водителем, так и познакомились, а потом поженились, у нас двое детей. Я ни о чём не жалею!»
— говорит глава производственно-технического отдела.
Вспомнила женщина и события, которые происходили в 2002 году. Тогда команде подразделения вместе с аварийными бригадами пришлось устранять последствия наводнения — снесло подающий водовод через реку Подкумок и город остался без воды.
«Спасали Лермонтовские источники, водовозки из всех пострадавших городов приезжали заправиться. Тут мы уже в диспетчерской распределяли воду. Тяжёлое было время, но люди ни на что не смотрели — работали днём и ночью»,
— вспоминает Екатерина Мосиенко.
Отдел не оставлял службу и во время пандемии коронавируса. Всегда находились дежурные, контролирующие ситуацию с водоснабжением в городе и прилегающих посёлках.
Сейчас под руководством Екатерины Мосиенко работают 12 человек. Вместе они слаженно выполняют свои обязанности уже больше десятка лет.


Начальник отдела помнит и те годы, когда приходилось работать с физическими картами местности, но время шло, а функционал предприятия совершенствовался. Теперь технологичные нововведения облегчают работникам жизнь. Так, диспетчеры в режиме реального времени могут отслеживать объём подаваемой в ту или иную зону воды и регулировать процесс. Своим многолетним опытом Екатерина Мосиенко делится с сотрудниками диспетчерской службы. Учился у неё и нынешний начальник отдела и его подчинённые.
«Около пяти лет работы в диспетчерской службе принимаю заявки, жалобы, контролирую давление в сетях, заполняемость резервуаров и работу насосных станций. Но всё началось с ПТО, где Екатерина Александровна научила меня всему. Работа в ПТО и диспетчерской службе напряжённая, но коллектив у нас хороший, влиться было легко»,
— рассказывает диспетчер Дмитрий Терехов.


Несмотря на сложившуюся профессиональную команду, подразделению нужны молодые специалисты. В бригадах ощущается их острый дефицит, так как планы на обновление инфраструктуры есть, а рук не хватает. Сейчас коллектив справляется теми силами, которые есть, не забывая о будущем, — представители филиала проводят профориентационную работу в образовательных заведениях.
В планах на 2026 год у предприятия — замена 385 м водопровода, 200 м канализации, ремонт колодцев и замена задвижек. Текущая приоритетная задача — подготовить системы к отопительному сезону. Останавливаться Екатерина Мосиенко и её команда не намерены.
«Скоро отпразднуем 130-летие предприятия. Очень радостно быть причастной к этому. Уходить я не собираюсь, нам ещё работать и работать»,
— обещает Екатерина Мосиенко.


Ранее «Победа26» рассказывала историю технического директора ПТП «Сенгилеевское» Геннадия Крикуненко.