пт, 05 дек.
13:35
Ставрополь
+2 °С, облачно
Эксклюзивы

«Выпустить пар здесь и сейчас»: как на Ставрополье работает детский телефон доверия

22 ноября , 17:00ОбществоФото: Алина Гулиян / ИА «Победа26»

Зачем работает детский телефон доверия, сколько звонков принимает и с чем приходится сталкиваться консультантам по ту сторону провода? Об этом ведущему подкаста «Сектор Пси» Никите Пешкову рассказал психолог, методист и супервизор детского телефона доверия в Ставропольском крае Александр Шилкин.

Анонимность гарантируется

Детский телефон доверия — это служба оказания экстренной психологической помощи по телефону. В Ставропольском крае она создана более 30 лет назад, в декабре 1993 года. Поначалу люди о ней узнавали из объявлений в троллейбусах. Позже появился единый для всей страны номер 8–800–2000–122.

Ставропольский телефон доверия ежемесячно принимает 1–1,2 тыс. звонков. Психологи стараются помочь «здесь и сейчас». Это особенно важно для детей и подростков из маленьких сёл и городов, где сложно попасть на консультацию к специалисту.

«В идеале человеку должно стать легче, он может выпустить пар. Это не решит проблему, не изменит жизнь, но может дать ресурс справиться с этим состоянием»,

— пояснил Александр Шилкин.

Психолог Александр Шилкин рассказал о работе детского телефона доверия на Ставрополье
Фото: Личный архив Александра Шилкина

Психолог отметил, что для полной конфиденциальности местоположение обратившихся не определяется, разговоры с ними не записываются, позвонившие остаются полностью анонимными.

От любопытства до крика о помощи

По словам методиста, часть обращений — это реальный крик о помощи, а остальные звонки дети делают из любопытства. Причём, они могут и оскорбить, и использовать нецензурную брань. Но и с такими клиентами консультанты общаются терпеливо.

«Он может десять раз позвонить, обматерить, а потом когда-нибудь обратится уже с чем-то серьёзным. Бывают такие разговоры, ради которых можно выдержать сотни неприятных»,

— утверждает спикер.

Звонящие на телефон доверия часто делают это из хулиганских побуждений
Фото: ИА «Победа26»

Раньше дети, по словам собеседника, чаще всего делились болезненным опытом отношений. Сейчас жалуются на депрессивное состояние, сообщают о диагнозах, рассказывают, что наблюдаются у психиатра. Некоторые хотят обратиться к специалисту, но родители от них отмахиваются. Телефон доверия работает в том числе для того, чтобы дети могли позвонить заинтересованному взрослому, способному их выслушать и направить.

Самыми сложными обращениями психолог Шилкин называет рассказы о тяжёлой обстановке в семье и домашнем насилии.

«Иногда дети жуткие вещи рассказывают. Это очень тяжело и для консультанта, так как он не может вмешаться и забрать ребёнка из такой семьи»,

— рассказал супервизор телефона доверия.

Элита молодых психологов

Переживания за детей и ответы на хулиганские звонки, обесценивающие труд, приводят к быстрому профессиональному выгоранию консультантов телефона доверия. Поэтому работников очень тщательно отбирают. От них требуются эмпатия, умение слушать и высокая стрессоустойчивость.

Консультантами могут стать даже те, кто ранее сам обращался за помощью. Но в основном коллектив состоит из студентов-психологов.

«Я бы сказал, что мы работаем с элитой молодых психологов. Это шикарная возможность для начала карьеры: психолог в кабинете никогда не столкнется с таким объёмом и разнообразием ситуаций, какие встречает консультант телефона доверия»,

— добавил спикер.

Самое главное для начинающего консультанта, как считает супервизор Шилкин, это мотивация «давать», а не «брать». То есть не пытаться бороться, например, с собственным одиночеством, а поддерживать собеседников.

Ранее гостем подкаста стала доула смерти Катерина Печуричко. Она рассказала, почему стала работать с утратой и как помочь умирающему и его семье в этот период.

Авторы:Диана Хачатурян