ср, 17 дек.
19:21
Ставрополь
+0 °С, облачно
Эксклюзивы

Секретные материалы, уникальные документы и генеалогические запросы: как ставропольский архив сохраняет историю

8 декабря , 20:12ОбществоФото: Антон Глушков / ИА «Победа26»

В архиве Ставропольского края можно найти как исторические грамоты XVIII века, так и сводки о коронавирусе и личные истории бойцов СВО. Какая информация хранится в тайне и какой объём материалов можно найти в оцифрованном виде — читайте в материале «Победы26».

Ценность архивного наследия

В 2025 году архивная служба Ставропольского края отметила 105-летие. В честь юбилея в правительстве Ставрополья прошло торжественное собрание, на котором сотрудникам вручили федеральные, региональные и ведомственные награды.

Краевая структура была создана в 1920 году — позже, чем федеральная. Что не помешало ей стать одним из крупнейших архивных центров Северного Кавказа. Об этом на пресс-конференции в РИЦ СК рассказала председатель регионального комитета по делам архивов Валерия Болотова.

На сегодняшний день в фонде краевого архива хранятся уникальные материалы: от документов времён Великой Отечественной войны до редких исторических свидетельств. Одно из них — протокол с места дуэли Михаила Лермонтова.

Председатель регионального комитета по делам архивов Валерия Болотова
Фото: Валерия Алтухова / ИА «Победа26»

По словам эксперта, ещё одним уникальным документом стала жалованная грамота дербентским армянам.

«Это аналог лицензии на торговлю. Он очень интересен с визуальной точки зрения, потому что, во-первых, это рукописные тексты, во-вторых, это документы с использованием печати и металлических элементов в оформлении»,

— пояснила эксперт.

В ставропольском архиве ценными также считаются те материалы, которые удалось спасти в военный период. Тогда часть документов пришлось эвакуировать в Казахстан, ещё часть — укрыть в Андреевском соборе.

«Архивисты проводили колоссальную работу, потому что документы возвращались россыпью. Только к 1950-м годам удалось упорядочить материалы и составить научно-справочный аппарат»,

— поделилась Болотова.

Архив Ставрополя ежегодно пополняется на 500 тыс. новых дел
Фото: Валерия Алтухова / ИА «Победа26»

Тематические и генеалогические запросы

В настоящее время в ставропольский архив ежегодно поступает около 50 тыс. новых дел. Большинство из них — документы по личному составу организаций. Эти материалы в будущем становятся юридической основой для подтверждения трудового стажа и оформления пенсий.

По словам Валерии Болотовой, за год специалисты исполняют примерно столько же запросов — около 50 тыс. 85% из них — социально-правовые. Всё чаще обращения поступают через Единую цифровую платформу, что позволяет людям получать необходимые сведения без личного визита.

Отдельным направлением остаются тематические и генеалогические запросы. По словам Болотовой, именно они требуют самого кропотливого поиска в бумажных фондах. На обработку таких запросов уходит до семи рабочих дней и многое зависит от точности информации, которую предоставляют жители.

«Генеалогия — это всегда ручной поиск. Тематические запросы немного проще, но преимущественно мы ищем всё сами»,

— рассказала Валерия.

Генеалогический поиск помогает лучше изучить историю рода
Фото: Валерия Алтухова / ИА «Победа26»

Цифровая система

Одним из ключевых достижений последних лет стала цифровизация архивных фондов. В регионе запустили информационную систему, где собран научно-справочный аппарат по документам двух государственных и 33 муниципальных архивов.

Пока доступ к оцифрованным материалам предоставляет только краевой архив, но даже сейчас в системе размещено около 300 тыс. электронных образцов документов. Основу цифрового фонда составляют метрические книги — самые востребованные источники для тех, кто занимается семейной историей.

Кроме того, специалисты переводят в электронный вид фото- и видеохронику, а также материалы текущего исторического значения. Так, среди документов службы можно найти информацию о пандемии коронавируса, вспыхнувшей в 2019 году.

В специальную коллекцию уже вошли данные о карантинах, решениях оперштаба и работе ведомств в период распространения вируса. Архивисты продолжают пополнять её новыми документами, чтобы будущие исследователи могли увидеть полную картину происходившего.

«Мы постарались отразить всю хронологию событий, потому что всё забывается, а документы останутся в одной коллекции и будут доступны дальше для изучения»,

— объяснила спикер.

Новые архивные проекты

В 2024-м — Году защитника Отечества — региональные архивы взялись за сбор хроники спецоперации. Лучше всего эту работу наладили в Кисловодске: фонд курорта состоит из документов администрации города, личных архивов бойцов, фотографий, а также роликов, где виден процесс доставки грузов.

Благодаря архиву удаётся сохранить информацию, которая со временем забывается
Фото: Валерия Алтухова / ИА «Победа26»

Особую ценность представляют фронтовые записки участников СВО, в которых они описывают свой быт.

«После того, как мы объявили о сборе таких документов, к нам обратился боец добровольческого формирования, передал интереснейшие документы, вплоть до боевого журнала»,

— поделилась Валерия Евгеньевна.

По её словам, работа только начинается — события ещё слишком свежи. Многие владельцы ценных документов неохотно расстаются с оригиналами, хотя архив готов принимать и цифровые копии.

Архивы ставропольского края принимают материалы от участников спецоперации
Фото: Валерия Алтухова / ИА «Победа26»

Под грифом секретности

Спикер добавила, что в ставропольских архивах хранятся секретные материалы как регионального, так и федерального уровней.

По словам Валерии Болотовой, система секретного делопроизводства сегодня во многом повторяет советскую модель: под ограниченным доступом остаются данные о характере преступлений, материалы деятельности партийных структур и другие сведения.

После рассекречивания на федеральном уровне документы постепенно могут перевести на открытое хранение и в крае. Однако этот процесс крайне трудоёмкий: чтобы рассекретить 1,5 тыс. страниц, архивистам приходится исследовать около 500 тыс. листов, поскольку ранее секретные документы вели параллельно с открытыми и в тесной связке с ними.

«Эта информация больше интересна для узконаправленных исследователей, нежели для широкого круга общественности»,

— добавила Болотова.

Авторы:Виктория Коцба