сб, 06 дек.
17:00
Ставрополь
+4 °С, облачно
Эксклюзивы

Успеть всё: как ставропольским студентам сбалансировать учебу, работу и личную жизнь

Сегодня, 12:00ОбществоФото: ИА «Победа26»

«Не успеваю!» — крик души, знакомый каждому студенту. Дедлайны, сессия, работа — как выжить в этом водовороте? Успешная студентка из Пятигорска и ставропольские психологи поделились с корреспондентом «Победы26» секретами, как справиться с перегрузкой, отличить лень от выгорания и вернуть контроль над своим временем.

Ради будущего и амбиций

18-летняя студентка из Пятигорска Маргарита Арзуманян совмещает обучение в двух университетах — на лингвиста и юриста, работу репетитором и занятия фитнесом. График, составленный в начале учебного года, получился таким плотным, что казалось, успеть всё это физически невозможно. Пришлось планировать жизнь по часам и расставлять приоритеты.

На первый план Маргарита вынесла учёбу по лингвистическому направлению. Она ходит на пары и старается выполнять задания в будние дни. Второй университет, где у девушки очно-заочное обучение, она посещает по вечерам, а к сессиям и семинарам готовится по выходным. Если что-то пропускает, навёрстывает самостоятельно с помощью интернета.

«Сейчас новый материал изучать легко, достаточно обратиться к ИИ и потратить немного времени, чтобы разобраться»,

— делится она.

Четыре раза в неделю она выступает в роли репетитора по английскому языку. К каждому занятию готовится заранее, сразу после предыдущего урока.

«Это не занимает много времени, когда знаешь, что нужно искать и как делать»,

— утверждает Маргарита.

Трижды в неделю она ходит в спортзал на два–три часа и дважды в неделю —  в студию по растяжке.

Девушка успевает видеться с друзьями, общаться с родственниками и отдыхать. Чтобы на всё хватало сил и времени, она ложится спать в 23:00 и встаёт обычно около 6:00. Маргарита говорит, что этого достаточно для восстановления сил.

При грамотном планировании времени хватает и на встречи с друзьями
Фото: ИА «Победа26»

Порой, признаётся она, возникает желание всё бросить. Но она преодолевает себя.

«Я понимаю, что делаю всё это ради своего будущего и удовлетворения своих амбиций»,

— объясняет девушка.

Не хочу или не могу?

Далеко не все студенты обладают такой силой воли. Многие жалуются, что не успевают учиться, работать и выполнять семейные дела, замечает психолог и преподаватель Пятигорского госуниверситета Ирина Васильева. Окружающие говорят ребятам, что они просто ленятся. Но учащиеся действительно могут чувствовать упадок сил из-за выгорания или повышенной тревожности.

«Важно понимать, что проблемы могут быть вызваны реальными перегрузками и отсутствием навыков управлять ресурсами организма. Чаще всего это можно решить, если разобраться, что именно забирает силы»,

— рассказывает Ирина Васильева.

Отличить лень от более опасных состояний, по словам психолога, можно по поведению.

Лень можно спутать с выгоранием или тревожностью
Фото: ИА «Победа26»

Если студент не хочет делать задание, но в целом чувствует себя нормально и после отдыха легко возвращается к делу, — он просто ленился, а сил было достаточно.

Если человек, напротив, хочет выполнить какую-то работу, но не находит в себе сил, то он, скорее всего, страдает от выгорания. В таком состоянии могут путаться мысли, а тело казаться тяжёлым. Отдых не приносит облегчения, хочется просто лечь и исчезнуть на несколько дней.

Если перед выполнением задачи возникает вихрь мыслей: «А что, если не получится?», «А вдруг не успею!», «А если я всё испорчу?», — это признаки тревожности. Страхи и сомнения парализуют, и дела опять откладываются. 

«Главный критерий: если человек говорит „не могу“ — это не лень. Лень лечится волей, а выгорание и тревожность — заботой о себе»,

— предупреждает эксперт.

Психолог и преподаватель ФГБОУ ВО «ПГУ» Ирина Васильева
Фото: Личный архив Ирины Васильевой

Три рецепта против лени

Иногда студентам занятия кажутся скучными, и пропадает всякая мотивация учиться.

«Важное не обязано быть интересным. Есть задачи, которые нужны не ради эмоций, а ради результата»,

— обращает внимание Ирина Васильева.

Она поделилась тремя методиками, которые помогут выполнять скучные задания.

Можно сместить фокус внимания. Вместо мыслей о том, что нужно сдать проект, сессию, реферат, следует подумать о цели. Например, сказать себе: «Это нужно, чтобы получить профессию / диплом / хорошую зарплату».

Использовать метод маленьких шагов. Каждую задачу необходимо «дробить» на множество маленьких. Небольшие, но последовательные шаги делать легче.

Сделать процесс обучения приятнее: заварить чай, включить музыку без слов и создать уют вокруг рабочего места. Также можно ставить таймер и делать пятиминутный перерыв через каждые 25 минут.

Психолог советует делать перерывы через каждые 25 минут
Фото: ИА «Победа26»

Если же дело не в лени, и работающий студент действительно постоянно испытывает перегрузки и нехватку времени, ему нужно наладить режим отдыха. 

«Развитие происходит не через постоянный стресс, а через баланс: нагрузка, потом отдых, восполнение ресурса и снова работа»,

— утверждает Ирина Васильева.

Путь в прокрастинацию

Если игнорировать сигналы организма, наступит хроническая усталость, повышенная тревожность, снизится мотивация, возникнут проблемы с концентрацией внимания и ощущение, что жизнь проходит мимо. В стрессовом состоянии эффективность человека падает, даже если ему кажется, что он делает больше.

«Настоящая эффективность — это умение достигать результатов без надрыва, сохраняя внутреннее равновесие и получая удовольствие от процесса»,

— считает психолог Северо-Кавказского федерального университета Екатерина Никитина. 

Психолог СКФУ Екатерина Никитина
Фото: Личный архив Екатерины Никитиной

Учеба при стрессе превращается в источник боли и паники. Студенты, по словам эксперта, боятся не сдать сессию, не уложиться в сроки или провалить экзамен.

«Особенно много обращений поступает перед и во время сессии, когда учебная нагрузка и психологическое давление максимальны»,

— говорит эксперт.

Сделать нужно больше, чем обычно, а студент откладывает всё на последний момент. Такое поведение, по словам Екатерины Никитиной, называется прокрастинацией.

Нехватка времени у студентов может вызывать повышенную тревожность
Фото: ИА «Победа26»
«Прокрастинация — это не лень, а самозащита психики от задач, которые кажутся человеку пугающими или эмоционально непосильными. Это способ избежать столкновения с тем, что страшно и непонятно»,

— поясняет психолог.

За прокрастинацей скрывается боязнь сделать что-то неидеально, ожидание осуждения от преподавателей или одногруппников, ощущение, что не хватит знаний и умений, недооценка времени и неумение расставлять приоритеты.

Матрица Эйзенхауэра

Именно в ранжировании задач и состоит секрет тех, кто успевает много. Екатерина Никитина предлагает для расстановки приоритетов использовать так называемую матрицу Эйзенхауэра. Это принцип тайм-менеджмента, или управления временем, основанный на цитате, приписываемой президенту США в 1953-1961 годах Дуайту Эйзенхауэру«У меня есть два типа проблем: срочные и важные. Срочные не важны, а важные никогда не бывают срочными».

Все задания надо поделить на четыре группы: срочные и важные; срочные, но не важные; важные, но не срочные; важные и не срочные. Так можно увидеть, что нужно сделать немедленно, что можно отложить, а что вообще не нужно.

Ещё один способ управлять временем — правило двух минут. Если дело займёт меньше двух минут, надо сделать его сразу. Это позволит не копить мелочи, которые потом кажутся горой.

И главное, о чём нельзя забывать, — это отдых. Чтобы ясно мыслить и не уставать, необходимо работать короткими отрезками. Например, 30 минут полной концентрации, а потом 5 минут перерыва. Это поможет мозгу оставаться бодрым весь день.

Авторы:Екатерина Александрова