

18-летняя студентка из Пятигорска Маргарита Арзуманян совмещает обучение в двух университетах — на лингвиста и юриста, работу репетитором и занятия фитнесом. График, составленный в начале учебного года, получился таким плотным, что казалось, успеть всё это физически невозможно. Пришлось планировать жизнь по часам и расставлять приоритеты.
На первый план Маргарита вынесла учёбу по лингвистическому направлению. Она ходит на пары и старается выполнять задания в будние дни. Второй университет, где у девушки очно-заочное обучение, она посещает по вечерам, а к сессиям и семинарам готовится по выходным. Если что-то пропускает, навёрстывает самостоятельно с помощью интернета.
«Сейчас новый материал изучать легко, достаточно обратиться к ИИ и потратить немного времени, чтобы разобраться»,
— делится она.
Четыре раза в неделю она выступает в роли репетитора по английскому языку. К каждому занятию готовится заранее, сразу после предыдущего урока.
«Это не занимает много времени, когда знаешь, что нужно искать и как делать»,
— утверждает Маргарита.
Трижды в неделю она ходит в спортзал на два–три часа и дважды в неделю — в студию по растяжке.
Девушка успевает видеться с друзьями, общаться с родственниками и отдыхать. Чтобы на всё хватало сил и времени, она ложится спать в 23:00 и встаёт обычно около 6:00. Маргарита говорит, что этого достаточно для восстановления сил.


Порой, признаётся она, возникает желание всё бросить. Но она преодолевает себя.
«Я понимаю, что делаю всё это ради своего будущего и удовлетворения своих амбиций»,
— объясняет девушка.
Далеко не все студенты обладают такой силой воли. Многие жалуются, что не успевают учиться, работать и выполнять семейные дела, замечает психолог и преподаватель Пятигорского госуниверситета Ирина Васильева. Окружающие говорят ребятам, что они просто ленятся. Но учащиеся действительно могут чувствовать упадок сил из-за выгорания или повышенной тревожности.
«Важно понимать, что проблемы могут быть вызваны реальными перегрузками и отсутствием навыков управлять ресурсами организма. Чаще всего это можно решить, если разобраться, что именно забирает силы»,
— рассказывает Ирина Васильева.
Отличить лень от более опасных состояний, по словам психолога, можно по поведению.


Если студент не хочет делать задание, но в целом чувствует себя нормально и после отдыха легко возвращается к делу, — он просто ленился, а сил было достаточно.
Если человек, напротив, хочет выполнить какую-то работу, но не находит в себе сил, то он, скорее всего, страдает от выгорания. В таком состоянии могут путаться мысли, а тело казаться тяжёлым. Отдых не приносит облегчения, хочется просто лечь и исчезнуть на несколько дней.
Если перед выполнением задачи возникает вихрь мыслей: «А что, если не получится?», «А вдруг не успею!», «А если я всё испорчу?», — это признаки тревожности. Страхи и сомнения парализуют, и дела опять откладываются.
«Главный критерий: если человек говорит „не могу“ — это не лень. Лень лечится волей, а выгорание и тревожность — заботой о себе»,
— предупреждает эксперт.


Иногда студентам занятия кажутся скучными, и пропадает всякая мотивация учиться.
«Важное не обязано быть интересным. Есть задачи, которые нужны не ради эмоций, а ради результата»,
— обращает внимание Ирина Васильева.
Она поделилась тремя методиками, которые помогут выполнять скучные задания.
Можно сместить фокус внимания. Вместо мыслей о том, что нужно сдать проект, сессию, реферат, следует подумать о цели. Например, сказать себе: «Это нужно, чтобы получить профессию / диплом / хорошую зарплату».
Использовать метод маленьких шагов. Каждую задачу необходимо «дробить» на множество маленьких. Небольшие, но последовательные шаги делать легче.
Сделать процесс обучения приятнее: заварить чай, включить музыку без слов и создать уют вокруг рабочего места. Также можно ставить таймер и делать пятиминутный перерыв через каждые 25 минут.


Если же дело не в лени, и работающий студент действительно постоянно испытывает перегрузки и нехватку времени, ему нужно наладить режим отдыха.
«Развитие происходит не через постоянный стресс, а через баланс: нагрузка, потом отдых, восполнение ресурса и снова работа»,
— утверждает Ирина Васильева.
Если игнорировать сигналы организма, наступит хроническая усталость, повышенная тревожность, снизится мотивация, возникнут проблемы с концентрацией внимания и ощущение, что жизнь проходит мимо. В стрессовом состоянии эффективность человека падает, даже если ему кажется, что он делает больше.
«Настоящая эффективность — это умение достигать результатов без надрыва, сохраняя внутреннее равновесие и получая удовольствие от процесса»,
— считает психолог Северо-Кавказского федерального университета Екатерина Никитина.


Учеба при стрессе превращается в источник боли и паники. Студенты, по словам эксперта, боятся не сдать сессию, не уложиться в сроки или провалить экзамен.
«Особенно много обращений поступает перед и во время сессии, когда учебная нагрузка и психологическое давление максимальны»,
— говорит эксперт.
Сделать нужно больше, чем обычно, а студент откладывает всё на последний момент. Такое поведение, по словам Екатерины Никитиной, называется прокрастинацией.


«Прокрастинация — это не лень, а самозащита психики от задач, которые кажутся человеку пугающими или эмоционально непосильными. Это способ избежать столкновения с тем, что страшно и непонятно»,
— поясняет психолог.
За прокрастинацей скрывается боязнь сделать что-то неидеально, ожидание осуждения от преподавателей или одногруппников, ощущение, что не хватит знаний и умений, недооценка времени и неумение расставлять приоритеты.
Именно в ранжировании задач и состоит секрет тех, кто успевает много. Екатерина Никитина предлагает для расстановки приоритетов использовать так называемую матрицу Эйзенхауэра. Это принцип тайм-менеджмента, или управления временем, основанный на цитате, приписываемой президенту США в 1953-1961 годах Дуайту Эйзенхауэру: «У меня есть два типа проблем: срочные и важные. Срочные не важны, а важные никогда не бывают срочными».
Все задания надо поделить на четыре группы: срочные и важные; срочные, но не важные; важные, но не срочные; важные и не срочные. Так можно увидеть, что нужно сделать немедленно, что можно отложить, а что вообще не нужно.
Ещё один способ управлять временем — правило двух минут. Если дело займёт меньше двух минут, надо сделать его сразу. Это позволит не копить мелочи, которые потом кажутся горой.
И главное, о чём нельзя забывать, — это отдых. Чтобы ясно мыслить и не уставать, необходимо работать короткими отрезками. Например, 30 минут полной концентрации, а потом 5 минут перерыва. Это поможет мозгу оставаться бодрым весь день.