Настоятель храмов в селе Прасковея Будённовского округа, протоиерей Димитрий Морозов рассказал, что название «Пасха» происходит от еврейского слова «Песах», которое связано с глаголом «проходить» и имеет значение «избавлять» или «щадить». У евреев этот праздник связан с событиями, произошедшими в Египте в XIII веке до нашей эры.
По Ветхозаветному писанию ангел Господень защитил еврейский народ во время «казней египетских». Он пощадил еврейских первенцев, которые жили в домах с помеченными косяками, куда была нанесена кровь жертвенного ягнёнка. Собеседник отмечает, что иудеи употребляли мясо ягнёнка в пищу с горькими травами, что символизировало горечь рабства.
«За проявленную гордыню фараона, который не хотел отпускать евреев из Египта, а значит, и из рабства, он и его народ были наказаны»,
— рассказал священник.
Отец Димитрий отметил, что похожая традиция праздника Пасхи (или опресноков) была присуща и иудеям времён Иисуса Христа. Именно в Великую субботу после распятия в пределах Иерусалима иудеи и отмечали свой особый праздник.
Для христиан этот праздник представляет собой победу Сына Божия над грехом и смертью.
«Сравнивая Христа с агнцем и Пасхой, христиане всех времён и народов видят в его воскресении избавление от власти дьявола над душой человека. Уже властвует не падший дух, но Сын Божий протягивает руку оступившемуся человеку, исцеляя, восстанавливая его природу в себе самом, через таинство причащения»,
— объясняет собеседник.
Священнослужитель объяснил, что, согласно канонам православной церкви, праздник Пасхи не может отмечаться раньше иудейской Пасхи (14 дня Нисана — месяца, соответствующего марту-апрелю) и не должен с ней совпадать. В IV веке н. э. было установлено, что Пасху следует праздновать в первое воскресенье после 14 Нисана, то есть после первого весеннего полнолуния. Это означает, что Пасха не может быть раньше 4 апреля и позже 8 мая.
Одной из значимых традиций является христосование: верующие трижды целуют друг друга в лицо в течение 40 дней, начиная с Пасхи и заканчивая праздником Вознесения Господня. Обычно при этом дарят пасхальное яйцо.
«Тем не менее незнакомым людям, пусть даже и православным, подобная традиция может показаться странной. На это стоит обратить внимание»,
— отметил священнослужитель.
Яркий символ Пасхи — яйцо, которое олицетворяет воскресение Христа. По преданию, это связано с историей, произошедшей с равноапостольной Марией Магдалиной во время её визита к императору Тиверию в Риме. Когда император усомнился в Воскресении Христовом, произошло чудо — белое яйцо, которое она держала в руках, неожиданно покраснело у него на глазах, символизируя истинность произошедшего.
«Кстати, её нетленная десница (правая рука), которой вот уже почти 2 тыс. лет, хранится в монастыре Симонопетра на Святом Афоне и имеет температуру человеческого тела! Я видел её и прикладывался к ней»,
— добавил собеседник.
Как отмечает собеседник, в древние времена на Руси пасхальному красному яйцу придавалось сакральное значение. Так, в одной русской рукописи XVI века скорлупа уподоблялась небу, внутренняя плёнка («плева») — облакам, белок — во́дам, желток — земле, «сырость посреде́ яйца» (то есть, его жидкое состояние) — греху, а загустение яйца сопоставлялось с истреблением греха пролитием жертвенной крови Христа и Воскресением. Кулич же стал олицетворением Воскресения Христова, а его форма — символом вечности.
Традиция окрашивания яиц появилась задолго до христианства — в далёкой древности. Собеседник отмечает, что в Африке были найдены украшенные резьбой страусиные яйца, возраст которых около 60 тыс. лет. Расписанные страусиные яйца, а также золотые и серебряные, часто находили в захоронениях древних шумеров и египтян, датируемых от начала III тысячелетия до Рождения Христова.
«Таким образом, христианская традиция не нова, но наполнена своим особым сакральным смыслом — в частности, связанным с Марией и Тиверием. Глазурь, думается, — позднейшее изобретение, имеющее чисто гастрономическую цель»,
— сказал отец Димитрий.
Что касается посещения кладбищ на Пасху, то с точки зрения церкви делать это нужно на Радоницу, которая отмечается на девятый день после Святой Пасхи. До этого дня в православных храмах не совершаются заупокойные богослужения.
«Народная традиция приходить в светлый день на могилы и устраивать там пикник с употреблением алкогольных напитков — пережиток советских времён, запрещавших любое религиозное действие. Люди с годами всё «окультурили», и теперь имеем то, что имеем»,
— сказал прасковейский священник.
По словам протоиерея Дмитрия Морозова, в Пасху нужно освятить приношения и посетить ночную службу в храме. После этого рекомендуется провести время дома, отдыхая в кругу близких.
Ранее ставропольцам рассказали, во сколько обойдутся главные атрибуты Пасхи.