Ингушетия, Чечня, Дагестан, КБР и КЧР расположились в самом низу рейтинга. Они заняли строки с 85-й по 81-ю. Совсем немного повыше — на 79-м месте — Северная Осетия.
Ставрополье заняло 72-ю строчку. Объём бензина марки АИ-92, который можно купить на чистую среднюю зарплату в регионе в месяц, составил 849 л. В декабре 2024 года 1 л такого топлива в крае стоил 56,35 рубля. Изменение цены АИ-92 за год составило 9,4%.
Ранее сообщалось, что Ставрополье заняло 67-е место по объёмам вкладов среди субъектов РФ.
— Валерий, вы только что закончили очередное произведение. Чем оно будет интересно читателю?
— Рассказ «Цветок лотоса» — это история о двух мужчинах, которые дружили с середины 1970-х годов. После просмотра в советском кинопрокате знаменитого японского боевика «Гений дзюдо» у них возник спор. Один юноша, мечтавший стать военным, был твёрдо убежден, что даже во время войны офицеру нужно оставаться гуманным человеком. Второй с ним не соглашался. Прошли годы. Военный, пройдя многие горячие точки, включая Афганистан, Чечню, попадает на СВО.
Вообще-то сейчас я избегаю писать об СВО — считаю, что, как и о Чеченской войне, об этом нужно писать по прошествии большого промежутка времени. Например, роман «Кавказский набат» — о начале второй фазы контртеррористической операции на Северном Кавказе — написан мною десять лет спустя.
— Накануне 80-летия Великой Отечественной войны военной темы сложно избежать?
— В Петербурге готовится литературный сборник, посвящённый этой дате. В него войдёт мой рассказ «Таисия». Он о женщине, служившей в годы Великой Отечественной войны в медсанбате. Уже в зрелом возрасте её поражает онкологическое заболевание и накануне сложной хирургической операции она вспоминает фронтовую юность, суровые военные будни.
— Какие ещё издательские проекты с вашим участием предстоят в 2025 году?
— «Цветок лотоса» отправлен в сборник литературных произведений «Белая акация» — издание, выходящее при поддержке министерства культуры Ставропольского края. Осенью в Петербурге выйдет в свет литературный альманах, посвящённый юбилею создания русской балалайки. Туда включён мой рассказ «А музыка хрустальная…», в сюжете которого фигурирует этот народный музыкальный инструмент.
Также готовится к изданию книга «Благовещенский мост», в которой будут напечатаны одноименная повесть, ещё несколько крупных произведений и полтора десятков рассказов. Все они написаны за последние шесть лет, а сама книга — творческий итог к моему 60-летию. Она будет напечатана при финансовом содействии правительства Ставропольского края и увидит свет в конце 2025 года.
В этом году два моих рассказа выйдут и в альманахе «Литературное Ставрополье».
— Вы — успешный врач. Не страшно было бросаться в непредсказуемые волны литературного океана?
— Да, я с 16 лет в медицине: окончил медучилище, потом служил на флоте — был единственным медиком на корабле. И по завершении учёбы в мединституте давно работаю врачом. Свой первый литературный опыт получил в 20 лет. Но прислушался к совету одного мудрого человека: не писать, пока не приобрету жизненный опыт. Лишь к 40 годам стала расти уверенность, что мне есть чем поделиться с читателем, навести его на какие-то мысли.
Свою первую книгу — приключенческий роман «Сумрак лабиринта» — писал довольно долго. Он был издан в 2012 году. Через два года завершил роман «Кавказский набат». А в 2016 году вышел сборник рассказов «Печать апостола» — историй из нашей жизни, о людях из моего окружения и вещах, волнующих меня.
— На ваш взгляд, литературному творчеству можно научиться или с этим надо родиться?
— Не знаю, как можно этому научиться. Для меня литературное творчество делится на сочинительство и описательство. Мне нравится сочинять, вплетая в свои истории сюжеты из реальной жизни. Многие герои моих рассказов имеют прототипы.
— Как сегодня вы оцениваете свои первые литературные опыты?
— Конечно, критически. Издавая первую книгу на собственные средства, я понимал, что написанное мною далеко от совершенства и, прежде всего нуждалось в корректуре и редактировании. Я понадеялся на издательство, но, открыв сигнальный экземпляр, был обескуражен неточностями, которых не было в оригинальной рукописи. Поэтому настоял, чтобы в конце книги вклеили вставку с указанием ошибок. Все дальнейшие произведения проходили обязательную читку редактора и корректора.
— Когда писали книгу «По следу зверя» чувствовали, что она будет успешной?
— Абсолютно нет. Но повесть прочли и одобрили два ставропольских писателя — Виктор Кустов и Владимир Бутенко. Сначала её опубликовали в 2021–2022 годы в альманахе «Литературное Ставрополье». Затем Владимир Павлович предложил издать повесть в Москве. И сам отправил рукопись в столичное издательство «Вече». Вскоре оттуда пришёл ответ, что книгу напечатают в серии военных приключений. В 2023 году она вышла также и в Кемерове — при поддержке губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова.
Приятный сюрприз меня ожидал в январе 2025 года, когда я неожиданно получил экземпляр повести из минского издательства «Четыре четверти». Они опубликовали «По следу зверя» в серии «Дети войны», поскольку один из главных героев произведения — подросток.
— Как вы придумываете сюжеты своих книг?
— В разговоре с человеком могу услышать какое-то слово, фразу, которые становятся отправной точкой рассказа. Или просто начинаю вспоминать моменты из жизни, жизни своих знакомых — и рождается сюжет.
— При написании книг — например, о партизанах в Великую Отечественную или о событиях в Чечне и Дагестане в начале 2000-х годов — вы пользовались историческими источниками или же это художественный вымысел?
— И то, и другое. Для повести «По следу зверя» понадобились исторические источники. А когда писал «Кавказский набат», были необходимы подробности жизни известных сепаратистов (и террористов — прим. ред.) — Аслана Масхадова, Шамиля Басаева, Хаттаба. Мне помогли встретиться с бывшими полевыми командирами, служившими под началом этих людей. И, конечно, я общался с нашими офицерами, один из которых знал Басаева еще со времён, когда тот воевал в Абхазии.
Потом сложилось так, что, отдыхая в Абхазии, я жил в доме, где в своё время находился штаб Басаева. Из бесед с хозяйкой дома, бабушкой-армянкой, я почерпнул много сведений о личных качествах Басаева. Кроме того, одна моя пациентка училась с ним в одном вузе в Москве. Она тоже рассказала много интересного о нём. Такие переплетения судеб и помогают мне писать книги. Убеждён, что знание дополнительного материала, деталей очень важно для писателя.
— В какое время вы пишете? Что помогает вам настроиться?
— Пишу рано утром, часа полтора, перед работой. Иногда ещё немного получается в обед или ночью. В этом плане я несчастный человек: хочется написать много интересного, но времени не хватает. Основная работа отнимает и время, и силы.
Порой неделями ничего не пишу. Читаю, смотрю фильмы. Или в гараж спускаюсь, где у меня много всяких станков: там я реставрирую старинное холодное оружие. Но мысль работает. Потом сажусь и начинаю набирать придуманный текст.
— Что читаете, какие книги, авторы вам нравятся?
— Очень люблю Чехова. Нравятся Булгаков, Достоевский, особенно «Братья Карамазовы». Из современных авторов интересны те, чьи имена мало что скажут широкой публике. Например, литератор, председатель Союза писателей Санкт-Петербурга Евгений Лукин, создавший перевод «Слова о полку Игореве» в стихах. Он же — автор отличной книги о блокадном Ленинграде.
Сейчас читаю грузинских, армянских писателей. И перечитываю Франца Верфеля «40 дней Муса-дага», некоторые другие источники о геноциде. Я собираю большой материал по этой теме: планирую написать книгу о геноциде армян.
— Кто ваш первый читатель? На ком проверяете идею и слог своих произведений?
— Мой редактор и друзья, чьим вкусам я доверяю. Это начитанные, эрудированные люди. Мне интересно их мнение. К тому же они могут заметить неточности, особенно исторические, помогая предотвратить ошибки.
— А что пишете сейчас?
— Повесть о моряках. Она основана на личных воспоминаниях о службе на флоте. Описываю дальний поход из Таллина к берегам Африки с ливийским экипажем на борту в 1986 году. Рабочее название повести «Тревожные воды Атлантики».
— Что, по-вашему, ожидает отечественную литературу завтра?
— Сейчас Союз писателей России возглавил новый председатель — Владимир Мединский. У него грандиозные планы. Возможно, второе дыхание также обретёт Ассоциация писателей и издателей России. Хочется, чтобы литературное творчество в российской провинции развивалось так же динамично, как в наших двух столицах.