На семинар «Системный подход к обучению детей с расстройством аутистического спектра, на разных ступенях образовательной вертикали» собралось множество экспертов и педагогов со всего Ставрополья и близлежащих регионов.
Кандидат исторических наук, доцент, проректор по научно-исторической работе и инновациям Максим Кулешин в своём вступительном слове к собравшимся отметил, что с каждый годом число детей с расстройствами аутического спектра неумолимо растёт. Но несмотря на столь большое распространение данного психического расстройства, лечения для него всё ещё нет. Также течение заболевания у детей может протекать по-разному, имея лишь некоторые общие черты.
«Проведение таких мероприятий способствует тому, что все наши знания и опыт сливаются воедино»,
— подытожил Кулешин.
Александр Кизима, директор инклюзивной школы № 21 города Ставрополя, уже много лет занимается обучением детей, имеющих различные нарушения здоровья, в том числе и школьников, имеющих особенности ментального развития. Так, перед собравшимися выступил «Жестовый хор», где солистом и аккомпаниатором являются особенные дети. В конце выступления Кизима сравнил обучение детей-аутистов в школе с одним из сюжетов сказки «Снежная королева», где в роли Кая выступают особенные дети, а Герды — здоровые школьники, помогающие «растопить сердца» своих сверстников, даря им возможность почувствовать себя частью коллектива и общества.
Модератор семинара, кандидат психологических наук Елена Слюсарева отметила, что сегодня в образовании особенных детей делается упор не только на обучение в школе или детском саду, но и на образование дома, поскольку только родители способны по-настоящему понять потребности и возможности своего ребёнка.
По мнению председателя некоммерческой организации помощи людям с нарушениями аутистического спектра «Новая инклюзия» Юлии Ильченко, для адаптации особенного ребёнка в школе и обществе в первую очередь необходимо принятие его особенностей самими родителями.
«Сегодня мы ушли от того мнения, что особенные дети являются необучаемыми. Тем не менее множество родителей продолжают придерживаться устаревшей позиции, зачастую прибегая к методам лечения и обучения, которые могут навредить ребёнку»,
— добавила Юлия Ильченко.
Чтобы избежать этого, педагог-психолог службы ранней помощи краевого Центра психологической помощи Виктория Мелихова предлагает родителям и учителям составить программы психологической и педагогической помощи. Родители могут посещать уроки в школе вместе со своими детьми, помогая им почувствовать себя увереннее в новом коллективе.
Работа с особенными детьми начинается задолго до начала обучения ребенка в школе. Так, в детском саду № 29 Ставрополя работает группа «Капельки», предназначенная для ребят с различными ментальными нарушениями. Специалист группы, педагог-психолог Надежда Пальчикова, рассказала, что серьёзные нарушения поведения у таких ребят можно исправить с помощью психологов и дефектологов. Чтобы прогресс не был утерян дома, дополнительно проводятся занятия и с родителями.
Если в школе, куда поступает ребёнок, не практикуется инклюзия, либо ему сложно добираться до специализированных школ, то создаются «ресурсные классы». О них рассказали педагог-психолог «Психологического центра» Михайловска, Людмила Добрикова и её коллега Елизавета Туранова. Они отметили, что в школах можно создавать комфортную среду обучения, подстраиваемую под потребности особенных детей.
Напомним, ранее в Петровском округе отремонтировали коррекционную школу интернат № 17. Реконструкцию учебного заведения провели по президентской программе «Модернизация школьных систем образования», реализации которой особое внимание уделяет губернатор Ставрополья Владимир Владимиров.