чт, 28 март
21:11
Ставрополь
+8 °С, ясно
Эксклюзивы

Ставропольский социолог: Современные тенденции развития общества иногда вступают в противоречие с традициями

20 января 2023, 08:32МнениеФото: ИА «Победа26»

Инцидент с наказанием ребёнка в кадетской школе Ставрополя вызвал большой резонанс и множество вопросов. Те ли это традиции, которые стоит возрождать? Допустимы ли физические наказания? Что происходит с обществом? Своим мнением с «Победой26» поделился кандидат социологических наук Александр Гапич.

Александр Гапич
Социолог

Однозначно не стоит расценивать этот инцидент как сигнал глобального общественного неблагополучия. Представители городской администрации опровергли утверждение о том, что с родителями подписывали соглашение, допускающее телесные наказания для детей в этой школе. Но даже если такой договор и был, юридической силы он не имеет, поскольку противоречит законам Российской Федерации.

Анализ тональности публикаций в социальных сетях показывает, что число людей, поддерживающих такие методы воспитания, невелико. А реакция представителей власти — органов образования и губернатора Владимира Владимирова — даёт понять, что это не может стать привычной социальной практикой.

Но важно взвешенно всё изучить, выслушать обе стороны. Что привело к такой ситуации? Необходимо разобраться в причинах произошедшего, чтобы такое больше не повторялось.

Да, какая-то часть родительского сообщества считает, что иногда использовать лёгкое рукоприкладство в воспитательных целях допустимо. Но, по данным исследований, таких — не более 25%. При этом очень важный момент: даже эти 25% допускают физические наказания детей только со стороны родителей. О посторонних людях речи не идёт. Это неприемлемо для абсолютного большинства.

Проведённые социологические исследования показывают, что тенденции в подходах к воспитанию не быстро, но всё-таки меняются. Среди людей старше 50 лет 76% заявляют о допустимости подзатыльников и других лёгких способов телесного наказания, подчёркивая, что главное здесь не в физическом воздействии, а в морально-психологическом. А вот среди респондентов моложе 20 лет 75% уверены, что никакие проявления рукоприкладства неприемлемы.

Эти данные говорят как об имеющемся конфликте поколений, что абсолютно нормально, так и о некотором противостоянии между традиционными способами воспитания и современными тенденциями развития общества.

Считаю, что традиционные методы воспитания подрастающего поколения можно и нужно поддерживать. Но нельзя забывать, в каком обществе мы живём, чтобы не возникало ценностных разрывов между детьми и родителями, чтобы противоречия не приводили к внутриличностным конфликтам у ребёнка.

Особенно аккуратно надо подходить к традиционному воспитанию в образовательных учреждениях. Нужны педагогические методики, которые были бы апробированы и утверждены хотя бы на региональном уровне. И конечно, должен быть уполномоченный орган, который следил бы за тем, как эти методики реализуются. Потому что одной из существенных особенностей традиционного воспитания является то, что оно по-разному трактуется самими воспитателями.

Нельзя забывать о том, что даже лёгкое физическое наказание может нанести большой вред в будущем. Об этом говорят данные многочисленных психологических исследований. Мозг ребёнка воспринимает любое физическое наказание как серьёзную угрозу. И мотивы взрослого тут совершенно не важны — ребёнок их не дифференцирует. Он в любом случае очень остро реагирует, испытывает большой стресс, особенно если наказание ещё и публичное, на глазах одноклассников. Такие ситуации наносят самый серьёзный ущерб, имеют длительные и тяжёлые последствия.