Впечатляющие и в то же время удручающие результаты опроса, проведённого специалистами сервиса «Актион образование», опубликовало информационное агентство ТАСС в ноябре. Согласно этим данным, 33% учителей и 37% родителей, принимавших участие в исследовании, отмечают случаи буллинга в своих школах. Этот же факт признают 27% завучей и директоров. При этом 86% родителей не знают, какие меры предпринимает образовательное учреждение для решения проблемы, а 67% уверены, что квалификации школьного психолога будет недостаточно, чтобы помочь детям.
Сталкиваются ли с подобной проблемой ставропольские дети и подростки, кто и как может помочь им и их родителям преодолеть буллинг и понесёт ли его зачинщик какую-либо ответственность — корреспондент информагентства «Победа26» узнавала у профессионалов в области психологии и права.
Эксперт утверждает, что психологический портрет агрессора, как ни странно, нередко совпадает с портретом жертвы. То, что человек не принимает в себе, он будет ненавидеть в окружающих и стараться унизить «противника» физически или морально, лишь бы не соприкоснуться со своими неудачами и недостатками.
Поводом для травли может стать что угодно: социальное положение, психическое состояние, внешность, национальность. Даже то, что у ребёнка плохое здоровье, он растёт в многодетной семье, с трудом адаптируется в коллективе, может стать красной тряпкой для обидчика.
К слову, дети и подростки, не соответствующие «стандартам», могут быть раздражающим фактором не только для ровесников, но и для учителей. Так, в одном из популярных новостных Telegram-каналов на днях появилась история пятиклассника из Карачаево-Черкесии. Мальчик и его мама рассказали, что четыре года ребёнок якобы терпел побои и оскорбления со стороны учительницы. К издевательствам присоединились и дети. Семья, не выдержав травли, сменила место жительства.
По словам психолога, вспышки агрессии, которую порой демонстрируют современные дети, можно объяснить тем, что всё общество испытывает стресс. Тревога и непредсказуемость могут обострять скрытые ранее процессы и в первую очередь агрессию как форму снятия напряжения. Более адаптивные дети снимают напряжение с помощью разных видов спорта, а вот ребята дезадаптивные вероятно будут вымещать агрессию на сверстниках.
Если ребёнок, став жертвой травли, приходит к взрослому за защитой, первое, что нужно сделать — вывести его на разговор. Галина Гриневич говорит, что важно задавать открытые вопросы — такие, на которые нельзя ответить односложно. Возвращаться к непонятным, упущенным в рассказе моментам можно и нужно, но не следует концентрировать внимание на самых тяжёлых для школьника переживаниях.
Жертва буллинга, рассказывая свою историю, может выражать злость, страх, ненависть, может плакать. Задача взрослого в этот момент — дать ребёнку возможность побыть в безопасности, показать, что он не один и что он имеет право на все эти чувства.
Важно вести диалог не только с жертвой буллинга, но и с агрессором. К сожалению, не все взрослые способны на адекватный разговор с обидчиком своего ребянка — желание отомстить иногда пересиливает здравый смысл. Поэтому такую беседу должны провести специалисты школы, чтобы узнать, о чём зачинщик травли думал, когда инициировал её, понял ли он, на кого и как повлияли его действия.
Однако всегда ли разговоры способны помочь? К сожалению, иногда «достучаться» ни до агрессора, ни до его родителей попросту невозможно. Временами же сама школьная администрация предпочитает закрыть глаза на проблему.
В таком случае на помощь придёт закон. Обратиться за правовой помощью несовершеннолетние и их родители могут к участковому уполномоченному полиции. О работе, которая ведётся по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций и преступлений среди школьников Ставрополья, рассказала корреспонденту «Победы26» заместитель начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковник полиции Светлана Коновалова.
Светлана Коновалова отмечает, что если ребёнок стал жертвой буллинга, родитель первым делом может обратиться в образовательную организацию — к классному руководителю, социальному педагогу, директору школы для того, чтобы эта ситуация была разрешена внутри школы. В образовательных учреждениях существуют и ученические общественные советы, на которых могут эту проблему рассмотреть. Если же школа не в силах разрешить конфликт — ребёнка продолжают травить и это причиняет ему моральный или физический вред, приводит к повреждениям имущества — родителям стоит обратиться в правоохранительные органы.
Как таковой в Уголовном кодексе статьи за буллинг нет, но существуют статьи, предусматривающие ответственность за нанесение телесных повреждений, за порчу и кражу имущества. Действия обидчика или обидчиков квалифцируются в зависимости от тяжести последствий.
Многие взрослые, слыша про «школьные годы чудесные», невольно скептически улыбаются. Кто-то сам прошёл через испытание коллективом, кто-то был свидетелем того, как обижали беззащитного одноклассника - психологи считают, что наблюдение со стороны не менее травматично для незрелой детской психики. А вот рассказать об этом решаются далеко не все — нужно иметь большое мужество, чтобы вскрыть старую психологическую травму.
Прилежная ученица, после школы отправляющаяся не на прогулки с одноклассницами, а в театральный кружок, очень скоро стала для своего класса белой вороной.
Девушка говорит, что ситуация немного изменилась только после девятого класса, когда часть её обидчиков ушла из школы. Но любовь к школе так и не появилась. Поэтому и на встречи с одноклассниками ставропольчанка ни разу не пришла.
Большинство детей предпочитает скрывать происходящее в школе от взрослых: им больно, страшно и тяжело говорить о травле. Но как же помочь ребёнку, если он «закрылся»?
По её словам, первое, на что нужно обратить внимание — это отстранённость ребёнка от взрослых и других детей, негативизм при обсуждении темы буллинга, агрессивность, обидчивость, раздражительность, напряжённость и страх при появлении ровесников. Ребёнок может «беспричинно» грустить, демонстрировать перепады настроения. Он не хочет ходить в школу, появляться там, где могут быть сверстники.
Синяки, порезы, царапины, рваная одежда, учебники и тетради должны стать сигналом тревоги для взрослого. О проблемах в школе может говорить также плохой аппетит по утрам, частые головные боли и даже расстройство ЖКТ. Нередко жертва агрессии просит или крадёт у родителей деньги, чтобы выполнить требования обидчиков.
Школьник, переживающий травлю, не узнаёт у одноклассников тему и домашнее задание после пропущенного урока, уверяя, что ему не у кого спросить. Его никогда не приглашают на праздники, вечеринки, да и он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник.
Если сил нет, а довериться в ближайшем окружении некому — и ребёнок, и взрослый могут обратиться на единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей по номеру 8-800-2000-122.
Линия начала свою работу в 2010 году и с тех пор принципы её работы не изменились. Звонки принимают прошедшие специальную подготовку психологи-консультанты, которые помогут проанализировать ситуацию, разобраться в её причинах, избежать опрометчивых поступков и найти выход из положения. Общение происходит на условиях полной анонимности, а звонки бесплатные как с мобильных, так и со стационарных телефонов.