сб, 27 апр.
05:26
Ставрополь
+11 °С, ясно
Эксклюзивы

Вредили врагу, помогали своим: как сложились судьбы ставропольских партизан и подпольщиков

24 апреля 2023, 19:30СтатьиФото: ИА «Победа26»

Ставропольцы бились с фашистами не только на фронтах Великой Отечественной. На оккупированных врагом территориях активно действовали подпольщики и партизаны — преимущественно подростки и молодёжь. О судьбах некоторых из них — в материале «Победы26».

Тысячи взрослых, сотни детей

Около пяти месяцев — с августа 1942-го по январь 1943 года — Ставропольский край (до 12 января 1943 года Орджоникидзевский край — прим. ред.) был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. В этот период в регионе действовало около 40 групп подпольщиков и партизан. По данным историков, им удалось уничтожить порядка 4,3 тыс. фашистов, они участвовали в нескольких десятках боевых операций.

Формирование партизанских отрядов на Ставрополье по решению комитета ВКП (б) началось примерно за месяц до появления в регионе вражеских войск — в июле 1942-го. Партизанам помогали подпольщики. Они собирали информацию о местонахождении вражеских войск и штаб-квартир, данные о планах захватчиков, о том, кто из местных им помогает. Подпольщики минировали дороги, уничтожали вражеские запасы еды и оружия, добывали важные документы.

Сами партизаны тоже ходили в разведку, собирали разведданные, вступали в бои с фашистами, нападали на штаб-квартиры.  

Партизанское и подпольное движение в Ставропольском крае было не самым многочисленным в стране, в него входило более 2 тыс. человек. Некоторые посмертно получили звание Героя Советского Союза, медали «За отвагу», «Партизан Отечественной войны», в их честь названы улицы в населённых пунктах Ставропольского края. Бок о бок со взрослыми воевали и подростки, которые не могли попасть на фронт по возрасту.

Так, одному из действовавших в Ставрополе (до 12 января 1943 года Ворошиловске — прим. ред.) подпольщиков Геннадию Голеневу на момент оккупации было 15 лет. Отец парня воевал на фронте. Подросток решил помогать стране, совершая небольшие диверсии: незаметно «уводил» у оккупантов оружие и патроны и передавал их партизанам. Однажды мальчик украл у фашистов радиоприёмник. Он слушал сводки с фронта и распространял в городе листовки с последними новостями, мешая фашистам убеждать местное население, что помощь к ним не придёт.

Геннадий Голенев
Фото: Ставропольский государственный музей-заповедник им Г. Н. Прозрителева и Г.К.Праве /

Гену поймали, когда он в очередной раз вытащил из немецкого автомобиля планшет с важными данными. Подростка пытали, надеясь, что тот выдаст важную информацию. Мальчик всё выдержал и не сдался. В итоге юного подпольщика расстреляли. В честь героя сегодня названа одна из улиц в Ставрополе. 

Отец и сын

На востоке Ставропольского края в дни оккупации действовал партизанский отряд «Сергей», в котором состоял Ваня Усков. Как пишет его двоюродный правнук на сайте «Бессмертный полк», парня приняли туда вместе с его отцом Кондратом Усковым.

«Моему прапрадеду на момент войны было 16 лет, он был юным партизаном, его любил весь отряд, ласково называли соловушкой за прекрасный голос. Он погиб в декабре 1942 года на берегу реки Кумы»,

— пишет правнук. 

Иван Усков
Фото: Сайт «Бессмертный полк» /

Также он рассказал, что его прапрадедушка стал одним из героев книги Людмилы Харченко «Шёл солдатам в ту пору…» и рассказа «Соловушка». Историки сообщают, что погиб Иван 18 декабря, получив смертельное ранение во время выполнения одного из заданий.

Ещё одним молодым партизаном Ставрополья был Ваня Бражненко из станицы Галюгаевской. Он помогал разведчикам — передавал им информацию о расположении фашистских частей и их численности.

Однажды немецкие офицеры отправили его за дровами. Ваня схитрил: спрятал под хворостом разведчика и привёз его с собой в станицу. Разведчик добыл нужные данные, благодаря чему была разгромлена штаб-квартира немецких офицеров. Но во время выполнения очередного задания от советского командования в родной станице подростка схватили и пытали, а потом расстреляли.

Иван Бражненко
Фото: Государственный архив Ставропольского края /

Такая же участь постигла Нину Попцову. Девушке на момент оккупации было 20 лет. До войны она ткала ковры на фабрике, а в 1941 году прошла курсы медсестёр. Сначала она пошла в санитарную дружину, а затем — в истребительный батальон. Служа во фронтовой разведке, девушка вела также партизанскую и подпольную работу, в тылу врага активно участвовала в военных операциях, спланированных советским командованием. В числе прочего она дала ночным бомбардировщикам наводку на гостиницу «Бристоль», когда там шло совещание высшего немецкого командования Северного Кавказа. В декабре 1942 года девушка начала создавать подпольную молодёжную группу, которая должна была заниматься агитационной и диверсионной работой. Один из местных жителей, сотрудничавших с фашистами, донёс на неё. Нину схватили и пытали. В ночь с 6 на 7 января нацисты расстреляли её в районе старых каменоломен Пятигорска.

Нина Попцова
Фото: Пятигорский краеведческий музей /

Подвиг и предательство

Из-за доноса перебежчиков был уничтожен и отряд подпольщиков села Величаевского, которым руководил недавно окончивший школу Александр Скоков. «Скромный, выдержанный и честный», — так характеризовали Сашу те, кто знал лично. Именно поэтому руководство партизанского отряда «Яков» поручило ему собрать собственный отряд подпольщиков-молодогвардейцев. 

Александр Скоков
Фото: Музей Величаевских молодогвардейцев /

Саша объединил вокруг себя ещё 15 человек: сестёр Анну и Наталью Антоновых, Таисию Барко, Михаила Заворотынского, Марию Бойко, Лидию Карабутову, Петра Базалеева, Ларису Колпакову (в девичестве Скокову, сестру Александра), Кузьму Напханюка, Василия и Екатерину Обмачевских, Марию Парамонову (в девичестве Филицыну) и её сестру Александру Филицыну, Наталью Поддубную (в девичестве Калайтанову), Ивана Дрогина (он был самым старшим из всех).

Многие из них погибли от рук фашистов, но подвиг этих молодых людей остался в памяти тех, кто их знал. Годы спустя в честь героев создали музей, а в родном селе им поставили памятник.

Подпольщики писали и распространяли антифашистские листовки, в том числе со сводками Совинформбюро, в которых рассказывалось о положении дел на фронте. Ребята собирали данные о передвижении, количестве и вооружении немецких частей. Скоков передавал их руководству партизанского отряда, а те — частям Красной армии. Благодаря их работе осенью 1942 года удалось провести ряд операций, в которых разгромили несколько немецких гарнизонов в сёлах Величаевском и Урожайном Левокумского района. Налёты помогли уничтожить военную технику врага. Во время боя были убиты фашистские офицеры и солдаты, а также несколько предателей-полицаев из числа местных жителей.

На счету величаевцев и помощь в разгроме альпийских стрелков. Именно это подразделение должно было взять на себя основную роль по захвату Закавказья. Также подпольщики похищали из складов, занятых немцами, шерсть и овчину, из которой потом вязали и шили тёплые вещи для партизан и фронтовиков. Благодаря их данным удалось захватить немецкий обоз с 200 центнерами пшеницы и 40 центнерами проса в селе Урожайном. Груз отправили советским войскам. Величаевцы прятали у себя и лечили раненых бойцов, минировали дороги.

«Активная деятельность юных мстителей и левокумских партизан привела к тому, что к концу 1942 года в Величаевском не осмеливались появляться даже местные полицейские»,

— говорится в архивных материалах музея величаевских молодогвардейцев со ссылкой на Центр документации новейшей истории Ставропольского края.

Командование фашистских войск в Ставропольском крае вылазки подпольщиков беспокоили. Они усилили их поиски, в село отправили карательный отряд. Один из местных жителей, сотрудничавший с врагами, выдал ребят.

Дольше всего допрашивали Александра Скокова. Современники вспоминали, что ему устраивали очные ставки с другими подпольщиками, тем самым пытаясь спровоцировать на признание. Ему говорили, что те уже всё им рассказали. Фашисты несколько раз инсценировали расстрел, но Скоков молчал и никого не выдавал. В итоге юношу расстреляли. Такая же участь постигла сестёр Антоновых и Таисию Барко.

В 1965 году Скокову посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, а всех участников его отряда наградили медалью «За отвагу».

Авторы:Дарья Куличенко