чт, 02 май
01:39
Ставрополь
+11 °С, ясно
Эксклюзивы

«Не подрезайте крылья»: ставропольский психотерапевт — о воспитании и проблемах отцов и детей

8 марта , 17:58СтатьиФото: Валерия Ильина / ИА «Победа26»

На формирование личности влияет много факторов. И семья — в первую очередь. Как отношения с родителями в детстве отражаются на взрослой жизни и как самому стать хорошим родителем? Чтобы разобраться в этом, ведущий подкаста «Сектор Пси» Никита Пешков пригласил в студию «Победы26» психоаналитика Сергея Пешкова, своего отца.

Все проблемы из детства? 

— Как сильно на взрослую жизнь влияют отношения с родителями? Действительно ли корни всех проблем берут начало в детстве?

— Отношения с родителями, особенно в раннем детстве, накладывают основополагающий отпечаток на личность, психику и поведение человека. Многие взрослые не знают, как взаимодействовать с маленькими детьми, в том числе некоторые мои пациенты — мужчины 30–40 лет. Родители предполагают, что, когда малыш подрастёт, тогда они смогут играть с ним в футбол, гулять. Но важно взаимодействовать с ребёнком с раннего возраста. Имеют значение каждое слово, интонация, жесты и прикосновения.

— У кого этому учатся?

— Однозначно на моё развитие повлияло то, как в детстве папа со мной общался. Помню, как он учил меня играть в шахматы, как я смотрел на него, когда он рисовал картины, он часто брал меня на прогулки. Всё это оставило свой след.

Научиться быть родителем можно у старших поколений. Например, я смотрел на реакции своих матери и отца: когда в первый раз пришёл домой пьяным, когда познакомил родителей со своей девушкой, когда сообщил, что поеду учиться в другой город. Реакции родителей не всегда были идеальными. Важно смотреть на них и анализировать, думать, как бы я себя повёл в такой ситуации, но уже со своим ребёнком.

Сергей Пешков объяснил, почему важно взаимодействовать с ребёнком с самого детства
Фото: ИА «Победа26»

Психотерапевт обычно рассматривает человека не как отдельную единицу, а как часть семьи. Он смотрит на то, как тот развивался в течение жизни, как на него влияли его родственники, не только родители, но и бабушки, дедушки. Психоанализ — это длительный процесс, зато во время него пациент как бы переписывает свою историю, дополняет её, анализирует, вспоминает детали, понимает, почему с ним произошли те или иные события.

Семья, как государство 

— Какие роли выполняют родители в воспитании ребёнка? 

— Взаимодействие родителей и детей можно сравнить с отношениями между властью и обществом. Не случайно же говорят «Царь-батюшка» или «Сталин — отец народов». Часто модель семьи проецируется на большие группы, а модель государства и общества — на малые. Например, отец в семье может выполнять роль представителя власти: он формирует у ребёнка границы, устанавливает правила и нормы. Ребёнок при этом может соглашаться с родителем или протестовать. В то же время мать учит проявлять чувства, доверять миру.

Родительскую функцию могут выполнять не только родители, считает психотерапевт
Фото: ИА «Победа26»

— Может ли кто-то, помимо отца и матери, выполнять родительские функции?

— Родительскую функцию могут выполнять не только родители, но и родственники, друзья. Например, в какой-то момент братья, сёстры, сверстники могут научить ребёнка дружбе, конкуренции, соперничеству. В определённом возрасте у человека появляется сексуальный партнёр, который учит взаимопомощи и любви. Если у ребёнка нет родителей, их функции выполняют опекуны, бабушки, дедушки и другие люди.

Иногда в качестве родителя, особенно для мальчика, может выступать его спортивный тренер. Достаточно распространённая практика, когда мать-одиночка водит сына на сеансы с психологом-мужчиной, чтобы он общался с мальчиком, как бы замещая отца. С одной стороны, женщине действительно тяжело воспитывать одной ребёнка, быть и матерью, и отцом одновременно. Однако это хитрая манипуляция, ведь мать искусственно выбирает якобы отца, который, как ей кажется, сможет заменить родителя.

— Можно ли психологу работать со своим ребёнком, как с пациентом?

— Психолог не должен, как профессионал, общаться со своими детьми. Он необходим им, как родитель. Те специалисты, которые начинали работать, как психоаналитики, экспериментировали с детьми. Например, Зигмунд Фрейд анализировал свою дочь, но, как показал опыт, ни к чему хорошему это не привело. Такое общение — это нарушение рамок, условий, ограничений психотерапевтического сеанса. Даже на наше взаимодействие влияют много факторов. Если бы я пришёл на подкаст к незнакомому журналисту, а не к своему сыну, разговор об отцах и детях получился бы совсем другим.

Ставропольский психотерапевт рассказал, почему не работает с близкими родственниками
Видео: ИА «Победа26»

Кому и когда нужна сепарация? 

— В каком возрасте детям необходимо сепарироваться от родителей? 

— Процессы сепарации индивидуальны, как отпечатки пальцев. У ребёнка в какой-то период нет сформированной личности, в это время он живёт психическими и физическими ресурсами родителей. Когда ребёнок чувствует, что он стал более самостоятельным, он найдёт ресурсы и способы, чтобы уйти от родителей. Плохо, если его будут удерживать. Иногда наоборот, родители слишком рано отпускают своего ребёнка. И это может привести к не меньшим проблемам.

— Как родители влияют на выбор ребёнка, в том числе когда речь идёт о будущей профессии?

— У меня часто бывают пациенты, которые жалуются, что профессию им навязали родители, запретили им идти по пути, о котором они мечтали. Важно с самого детства предоставлять выбор ребёнку, начинать с малого. Например, позволять ребёнку самому купить что-нибудь в магазине. В будущем такому человеку будет проще выбирать профессию, партнёра, увлечения. С каждым запретом родитель «подрезает крылья» ребёнку, а развитие требует мужества. Сделать самостоятельный шаг будет проще, если заниматься этим с детства.

Авторы:Анастасия Ряжская