чт, 02 май
11:55
Ставрополь
+17 °С, ясно
Эксклюзивы

«Джаз — особая сфера»: саксофонист Андрей Мулюкин дал концерт в Ставрополе

9 апреля , 19:30СтатьиФото: Сергей Лычак / ИА «Победа26»

В Ставропольской государственной филармонии запустили новый проект «Клуб любителей джаза». Начинание поддержал лауреат всероссийских и международных джазовых конкурсов, саксофонист и композитор Андрей Мулюкин. Вместе со своим квартетом он представил программу «Авторский джаз: темы, образы, сюжеты». Корреспондент «Победы 26» пообщался с джазменом — уроженцем села Степного, узнал о творческих приоритетах, взглядах на музыкальную индустрию и о его хобби.

Пятёрка в зачётке

—  Андрей, открывая концерт, вы подметили, что почти четверть зала — это ваши гости: мама, братья, одноклассники, друзья, земляки из Степновского округа.

— Да, я родом из села Степного. Там же делал свои первые шаги в музыке. Мой первый преподаватель музыки — Владимир Михайлович Молодьков, которому, кстати, в этом году исполняется 75 лет. Он организовал в нашем районе хороший детский духовой оркестр. Я играл в нём на нескольких инструментах. В том числе — на помповом тромбоне, который очень люблю. И сейчас на нём подыгрываю ребятам из детско-юношеского оркестра, которым руковожу.

Но вы стали успешны именно как саксофонист. 

— В 1996 году я поступил в Ставропольское училище искусств. Саксофон выбрал случайно. Но мне очень повезло, что игре на нём меня обучал Виталий Евгеньевич Маслов. А через полтора года он сказал, что уезжает, и предложил мне перевестись в Ростовское училище искусств. Когда заведующий отделением увидел в моей зачётке пятёрку по специальности с подписью Маслова, он сразу же сказал: «Я тебя беру!» В Ростове я окончил училище с красным дипломом и поступил в консерваторию, после которой — в аспирантуру, где завершил обучение в 2008 году.

Как складывалась ваша музыкальная карьера?  

— Со студенческой поры играл в знаменитом биг-бэнде Кима Назаретова. Выступал на фестивалях с разными составами — это интересный опыт. В 2000 и 2003 годах стал лауреатом Всероссийского конкурса джазовых исполнителей. Также в 2003 году успешно выступил в конкурсной программе на Международном джазовом фестивале «ДоДж» в Донецке. В 2007 году — лауреат Международного фестиваля джаза в испанском городе Гечо.

Сейчас, помимо своего проекта и выступлений в кавер-группах, играю в джаз-оркестре имени Кима Назаретова (им руководят два выдающихся музыканта — Андрей Мачнев и Юрий Кинкус). Кроме того, работаю преподавателем оркестра в Азовском районном Доме культуры.

Соло Андрея Мулюкина на саксофоне
Фото: Дмитрий Максимов

Европейский саунд

 С кем из известных музыкантов довелось играть на одной сцене?

— Многие музыканты, с которыми мне посчастливилось выступать в составе нашего биг-бэнда, известны далеко за пределами России. Среди них — саксофонист, композитор и аранжировщик, бэнд-лидер Андрей Мачнев, саксофонист Евгений Соколовский, гитарист Андрей Бердников. Также я играл у Виктора Бударина — это одно из ярчайших имён в российском джазе. В его творческой биографии, например, работа в оркестре Олега Лундстрема.

И ещё очень много имен — это те, с кем я играл на фестивалях, сборных концертах, джем-сейшенах. Включая тех, кто приезжал в Ростов на гастроли из Москвы и Санкт-Петербурга, других городов. На фестивале в Испании было невероятно интересно помузицировать на джем-сейшене с европейскими джазменами. Очень профессиональные ребята.

 Что более всего впечатлило на европейской сцене?

—  Сильнее всего меня удивило чуткое, бережное отношение к звуку. Звукорежиссёры, которые работают на европейских конкурсных площадках, — это главные люди в индустрии. Они настолько владеют своим ремеслом, что исполняемая вживую музыка по качеству не уступает грамзаписи.

— Джаз какого периода вам интересен более всего?

— Более всего привлекает музыкальная эпоха 1980–1990-х годов: мейнстрим, фьюжн, джаз-рок, фанк и соул. Сегодня, с развитием интернета, я могу знакомиться с огромным количеством музыки, которая ранее до нас не доходила. Так что стараюсь использовать эту прекрасную возможность по максимуму и впитывать самое разное. Чем шире музыкальный кругозор — тем лучше. Важно, чтобы музыка была исполнена качественно и искренне. Тогда она, независимо от жанра и стиля, звучит и воспринимается превосходно.

— Кто из джазменов мирового уровня повлиял на ваш стиль и приоритеты в творчестве?

— Есть сотни мастеров, вызывающих у меня восхищение и преклонение. В их числе — пианисты, трубачи, гитаристы. Среди саксофонистов — Джошуа Редман, Майкл Брекер, Кенни Гарретт, Боб Минцер, Боб Берг, Ян Гарбарек. Восторгает игра гитариста Пата Мэтени. Конечно, хочется, чтобы в моей исполнительской манере витал дух Кенни Гарретта, Майкла Брекера или Пата Мэтени.

— Сегодня сильно возрос потенциал искусственного интеллекта. Ему предрекают активное вмешательство и в творческую сферу. Как думаете, джазмены могут остаться без работы?

— Джаз — совершенно особая сфера искусства. Это интеллектуальная, сложная, очень эмоциональная и непредсказуемая музыка. Искусственный интеллект вряд ли способен прочувствовать все грани и нюансы этого жанра. Так что вряд ли ИИ сможет соперничать с живым исполнением джазовой музыки.

«Любой импровизирующий музыкант — композитор»

 Андрей, расскажите об ансамбле, с которым вы выступили в Ставрополе.

— Некоторое время назад у меня был секстет, а на протяжении последних трёх лет мы выступаем вчетвером. Кроме меня, в квартет входят Ангелина Келещян (рояль), Юрий Подкользин (бас-гитара, контрабас) и Алексей Мудраков (ударные). Все они — превосходные музыканты, лауреаты конкурсов джазовой музыки. С Алексеем я играю в разных составах с 1998 года.

Открывая проект «Клуб любителей джаза», вы показали программу, состоящую из 12 ваших композиций. Какая из них была сочинена ранее всех, какая самая любимая?

— Первая пьеса, которую я написал в 2000 году — «Вальс Разлуки».  Любимая — недавно сочинённая «С тёплым сердцем». Каждая чем-то памятна, каждую свою композицию люблю. Я не считаю себя профессиональным композитором. По сути, любой импровизирующий музыкант — композитор. Ведь импровизация — это спонтанное сочинение музыки. Я лишь записывал то, что не выходило у меня из головы, и пытался придать этому осмысленную форму.

Выступление в Ставропольской госфилармонии
Фото: Дмитрий Максимов

Кто занимался аранжировками?

 Музыка, которую мы исполняем на этом концерте, писалась в разные годы. Аранжировки делали иногда с участием моих друзей, коллег и педагогов. Пианистка из прежнего состава Кристина Крит написала аранжировку «Вальса Разлуки». Помогал мне и мой хороший друг Сергей Сорокин — один из ведущих аранжировщиков биг-бэнда Олега Лундстрема. Например, Сергеем полностью продумано исполнение моей пьесы «Объятия».

Другие оркестры уже играли ваши пьесы?

 Да. Мне очень запомнилось исполнение моей музыки Главным военным оркестром Южного военного округа. Это случилось на Всероссийском конкурсе военных оркестров. А в прошлом году я сыграл свои композиции вместе с липецким биг-бэндом. В обоих случаях звучало потрясающе.

«Ухаживаю за садом, пишу рассказы»

Планируете приехать в Ставрополь с другой программой?

— Надеюсь, что в следующий раз мы привезём новую программу, состоящую из произведений известных российских и зарубежных джазовых исполнителей. Возможно, даже приедем впятером, подготовив вокальные номера. Хотелось бы выступить в большом зале филармонии. Ставропольская публика любит джазовую музыку, и нам хочется её порадовать чем-то новым.

 Что необходимо сделать для развития джазовой среды в Ставрополе?

— Нужен хороший джаз-клуб. Если всё сделать профессионально, это место не только обретёт коммерческий успех, но и станет центром притяжения для музыкантов. Причём не только Ставропольского края, но и соседних регионов.

— Чем любите заниматься помимо джазовой музыки?

— Мне нравится ухаживать за садом и виноградником. Люблю хорошие, умные фильмы. Много читаю, предпочитаю русскую классику. Ну и ещё пробую свои силы в литературном творчестве. Несколько моих рассказов уже размещены на площадке «Литрес» под псевдонимом Андрей Толстой.

Авторы:Сергей Рябчиков