чт, 10 окт.
07:34
Ставрополь
+9 °С, ясно
Эксклюзивы

«Вдохновляюсь тем, что меня окружает»: ставропольская художница — о своём творчестве

26 мая , 17:17КультураФото: Сергей Лычак / ИА «Победа26»

В Ставропольском краевом художественном училище прошла итоговая выставка работ выпускников живописного отделения. В проекте, собравшем студенческие автопортреты, приняла участие преподаватель училища, ставропольский живописец Валерия Орлова. В интервью «Победе26» она рассказала, как в ней воспитывали художника, каким ей видится будущее искусства и назвала мировые шедевры, которые считает гениальными.

Детство среди красок и холстов

— Чем примечательна выставка, организованная вашими студентами?   

— Традиционно выпускники живописного отделения готовят итоговую творческую экспозицию. Это полностью самостоятельный проект: концепция, организация, творческое наполнение. Выставка важна и для тех, кто оканчивает училище, и для меня — как куратора и преподавателя, проработавшего с ними четыре года. К тому же это не методическая, а именно творческая экспозиция. Центральная идея — написать автопортреты в строгом формате, но композиция и подача совершенно свободные. Я тоже приняла участие в проекте, написав автопортрет «Наедине с ван Эйком».

Автопортрет «Наедине с ван Эйком», 2024 год
Фото: из личного архива Валерии Орловой

— Где вы учились?  

— В 1995 году я поступила в Ставропольское художественное училище на живописно-педагогическое отделение под руководством Аллы Викторовны Чемсо. Тогда здесь учились пять лет. Окончила училище с отличием, затем — ещё шесть лет заочного обучения на художественно-графическом факультете Кубанского государственного университета. А в выставках — городских, краевых и всероссийских — стала активно участвовать практически сразу после окончания училища. В 2005 году вступила в Союз художников России.

— Какая из картин вашей студенческой поры особенно запомнилась?

— За пять лет учёбы я написала много работ. Но есть одна, которая и сейчас висит у меня дома, — небольшой натюрморт, выполненный маслом на простой ДВП. Это один из первых моих опытов в технике масляной живописи, который оказался очень удачным. Там совершенно скромная композиционная постановка: бокал и лимоны. Но эта картина мне очень дорога.

«Натюрморт»
Фото: из личного архива Валерии Орловой

— То, что вы — представитель известной в художественной среде семьи, было для вас особой ответственностью?  

— Конечно. Потому что мама, папа и дедушка, Виктор Муссович Чемсо — люди, очень требовательные к себе и к другим. И с меня был большой спрос. Безусловно, когда я поступила в училище, сразу же ощутила на себе весь груз ответственности. И это чувство не отпускало все годы обучения.

— Как ваше окружение повлияло на выбор профессии?  

— Буквально с младенческого возраста я росла у мамы в мастерской. Моими игрушками были художественные материалы, холсты и краски. И уроки делала тоже в маминой мастерской. Всё свободное время я проводила среди красок и холстов, в разных студиях, знала всех художников. Мы выезжали на пленэры, посещали выставки.

Всё моё детство связано с Художественным фондом — пожалуй, в большей степени, чем с домом. Безусловно, это определило мой дальнейший жизненный путь. И художественную школу я не посещала — сразу поступила в училище.

Алфавит для живописца

— Вы сторонница классического образования, или искусство — сфера свободная, и ему не обязательно учиться?

— Я считаю, что академическое образование для профессионала очень важно. В искусстве есть свои законы, которые необходимо знать. Это как алфавит и букварь для тех, кто хочет читать и писать. Художник сначала постигает творческие правила, обретает нужные навыки и опыт, а потом, применяя их, развивается всю свою жизнь.

Сейчас непростой момент. Доступность и обилие любой информации в интернете создают иллюзию, что можно всё легко постичь, даже секреты искусства. Каждый, купив фотокамеру, может считать себя фотохудожником. Можно приобрести краски в магазине, посмотреть в интернете уроки живописи или пройти какие-то краткосрочные курсы — и тоже гордо назваться художником. Границы истинного мастерства размываются. Но интерес — ещё не признак профессионализма.

Пленэр на академической даче им. И.Е. Репина
Фото: Елена Ермакова / Из личного архива Валерии Орловой

— Как относитесь к актуальному искусству? 

— Мне кажется, что лучше всего такие работы рассудит время. Оно всё расставит по своим местам: отсеет ненужное и оставит потомкам только самое ценное и уникальное.

— Допустим, у вас есть шанс получить три любые картины в мире. Что бы вы выбрали и почему?

— Я предпочту поворотные произведения, которые сильно повлияли на многовековое развитие искусства и созданы гениями. Наверное, я бы выбрала скульптуры, которые меня вдохновляют и восхищают: древнегреческую «Венеру Милосскую» и «Давида» Микеланджело Буонарроти. В камне никакая ошибка непростительна, и обе статуи — вершина искусства. В этих шедеврах идеальная красота и гармония сочетаются с великолепным мастерством обработки мрамора.

А из картин — «Гентский алтарь» нидерландского художника ХV века Яна ван Эйка. В первую очередь, это произведение восхитительно по живописным, колористическим и композиционным критериям. Это огромное произведение, на котором изображены около 300 фигур, написанные с непостижимой детализацией. Ещё в детстве я внимательно, по фрагментам, рассматривала «Гентский алтарь». Поразительно, что то давнее восприятие картины как сказки и чуда сохраняется во мне до сих пор.

— Какие из недавних выставок, которые вы посетили, поразили более всего? 

— Одно из самых ярких впечатлений — выставка работ великого отечественного художника-реалиста Гелия Коржева в Третьяковке. Это был очень сильный и яркий живописец, известный в 1960–80-е годы своими произведениями на военные и библейские сюжеты.

И, конечно, Всероссийские художественные выставки, в которых мне посчастливилось участвовать. На них традиционно представлен весь спектр изобразительного искусства нашей страны. Ценно в них и то, что эти выставки поддерживают академическое направление в творчестве.

Не ждать вдохновения

— Действительно ли так важно вдохновение или же художник может обойтись без него?

— Можно долго сидеть в ожидании вдохновения. Я вижу смысл в ежедневной работе и творческом поиске, в котором нахожусь постоянно. Любой момент в жизни может вдохновить на творчество. Какой-то мимолетный взгляд, деталь, фрагмент станет отправной точкой картины. Просто нужно быть человеком, открытым миру, и смотреть на него широко открытыми глазами. Я вдохновляюсь своей жизнью и тем, что меня окружает.

— Какая у вас любимая часть творческого процесса?

— Работа на холсте — как венец предварительной работы. Когда всё сложилось, ты начинаешь переносить свои идеи и мысли на холст.

Процесс создания картины может длиться несколько месяцев: собираешь материал, что-то меняешь, ищешь, двигаешь, продумываешь свет и колорит, а потом начинается работа на холсте во всех её стадиях.

Художница Валерия Орлова
Фото: Елена Ермакова / Из личного архива Валерии Орловой

— Как вы вырабатывали свой стиль? Как бы вы его сами охарактеризовали?

— Живопись построена на нюансах, эмоциях и интуиции. И на умении выразить свой мир, своё видение на холсте.

Я работаю со студентами и вижу, как у каждого из них ко второму курсу намечается свой язык подачи реальности на холсте. Они рисуют один и тот же набор для натюрморта, но у всех он выглядит по-разному. Потому что у каждого студента индивидуальная оптика, пластика, своё чувство композиции, персональное умение обобщать и детализировать. Все эти нюансы начинают формироваться с самого начала обучения. Стиль вырабатывается в постоянном рабочем процессе, когда ты ежедневно пишешь работы и ставишь себе творческие задачи.

Возвращение к истокам 

— Какие свои работы вы цените более всего и почему? И сколько их всего написано?

— Значимых работ — 25. Это картины, которые я долго писала, в них вложено немало труда. Среди них и те, что экспонировались на различных выставках.

Более всего я ценю первую работу — уже упомянутый натюрморт. И ещё знаковую картину, где впервые явно ощущается моя творческая манера — «Интерьер со стульями». Она прошла на Всероссийскую художественную выставку.

«Интерьер со стульями»
Фото: Из личного архива Валерии Орловой

Очень примечательна картина «Воскресный день». В 2016 году на Всероссийской художественной выставке «Молодость России» этот портрет отметили дипломом лауреата.

— Расскажите об экспозициях с вашим участием, самых впечатляющих моментах в этой части творчества.

— Все выставки в Москве, в которых я участвовала с 2002 года, для меня очень важные.

Большой след в душе оставила персональная выставка с простым названием «Живопись. Рисунок», которая проходила два года назад в музее-усадьбе художника-академиста В. И. Смирнова. Несмотря на миниатюрный, камерный зал и очень плотную экспозицию моих работ, я смогла представить себя как художника наиболее полно. В экспозицию вошли мои живописные работы и графические портреты. Там царила удивительная атмосфера. Видимо, помогали сами стены домика, где жил и писал картины Смирнов.

«Воскресный день»
Фото: из личного архива Валерии Орловой

— Если бы вам предложили освоить одно из направлений изобразительного искусства, которым вы не владеете — что бы это было?

— Возможно, керамика: малые формы из натурального материала — глины.

— Какие творческие цели наметили себе на ближайшие годы?

— Работать, писать новые картины, большие полотна и находить вдохновение в каждом дне. И продолжить участие в крупных творческих проектах.

— За каким искусством будущее, на ваш взгляд?

— Несмотря на засилье цифровизации в изобразительном искусстве, надеюсь, что живопись выйдет на новый виток. Люди наиграются холодными цифровыми изображениями и вернутся к истокам — к искусству, которое живёт и развивается в течение нескольких тысячелетий. И все мы придём к осознанию ценности того, что сотворено самим художником — с помощью рук и материалов, а не машиной.

Авторы:Сергей Рябчиков