ср, 18 сент.
16:22
Ставрополь
+21 °С, ясно
Эксклюзивы

«Склонен к трансформации мира»: о чём мечтал и чего достиг ставропольский художник Владимир Грибачёв

24 августа , 10:44КультураФото: Камилла Улубаева / ИА «Победа26»

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств 13 сентября откроется юбилейная выставка Владимира Грибачёва. Сегодня, 24 августа, ему исполняется 75 лет. В интервью «Победе26» художник рассказал об основных достижениях в творческой жизни и гранях своего искусства.

Дверь вместо мольберта

— Владимир Яковлевич, как ощущаете прожитые 75 лет?

— Пролетели как один день! Если время занято творческими мыслями и работой над их воплощением, некогда думать о своих годах. Правда, устаю быстрее. Но я не расслабляюсь: каждый день прихожу в мастерскую в 6:00 и работаю.

— Как проходило ваше становление как художника?

— C самого раннего детства меня завораживали тюбики краски, даже их запах. Я тайком заглядывал в окно художника, жившего в нашем селе Стародубском, в надежде увидеть, как он пишет картину.

Но меня не просто влекло к рисованию. Стало быстро понятно, что это моё призвание. Я поступил на художественно-графическое отделение педагогического училища в Орджоникидзе (Владикавказе). Костяк преподавателей составляли представители крепкой советской живописной школы — например, заслуженный художник РСФСР Павел Миронович Зарон. Благодаря замечательным мастерам Николаю Васильевичу Жукову, Владимиру Викторовичу Гладкову, Леониду Даниловичу Матвееву я состоялся как художник-график.

Художник Владимир Грибачёв отмечает 75-летие
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

— Какой совет, полученный много лет назад, вы помните до сих пор?

— Вступительные экзамены в училище я сдал очень хорошо, и меня зачислили сразу на второй курс. Но простой сельский парень абсолютно не умел рисовать на мольберте! Я был в отчаянии, даже хотел бросить учёбу. И преподаватели посоветовали тренировать руку, которая была неспособна писать на вертикальной плоскости, быстро уставала. Я просыпался рано утром, прикреплял бумагу на двери — и делал рисунки один за другим, десятки за день. В общем, к концу семестра я догнал всех своих однокурсников. И по окончании училища, а это было 55 лет назад, стал преподавать черчение и рисование в школе села Покойного.

Найти единомышленников

— Полученного образования для творчества хватало?  

— Художнику нужно постоянно совершенствоваться, расширять кругозор. Поэтому в 1984 году я окончил факультет художественной и технической графики Кубанского госуниверситета.

—  Что более всего цените в преподавательской работе?

 С 2009 года я преподавал в Ставропольском художественном училище рисунок и живопись и заведовал отделением графического дизайна. И сейчас не обрываю связей с училищем, провожу практику со студентами. Получаю огромное удовольствие, передавая свой опыт молодёжи и общаясь с единомышленниками-преподавателями. Здесь настоящая творческая среда, которая меня привлекает.

— В 1990-е годы вы возглавляли Художественный фонд края. Что считаете своим основным достижением на этом этапе?

 В советское время существовала отлаженная система поддержки и творческого стимулирования художников. В начале 1990-х она рухнула. В 1994 году (я только что переехал в Ставрополь) мой университетский друг Игорь Девишев предложил войти в руководство творческого союза в крае. А в 1999 году я уже возглавил Художественный фонд Ставрополья. Москва поставила две задачи: укрепить профессиональное объединение новой формации и оставить в собственности Союза художников России здание фонда. Задачи были решены, и в 2003 году я с радостью оставил свой пост, полностью посвятив себя творческой работе.

«Проспект в тумане», 2019 год
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

«Дедушкин орден» и «Мы»

— Какой вам запомнилась первая персональная выставка?

— Она состоялась в 1990 году в Будённовске. На тот момент я был единственным в городе членом Союза художников СССР. В экспозицию вошли первые серии моих офортов и гравюр, которые позднее переросли в циклы «Мы» и «Среда обитания». И ещё живописные работы, объединённые темой «Провинция».

Выставка проходила в одном из залов только что открытого местного краеведческого музея. Тогда в Будённовске гостила делегация из американского города-побратима — Маршаллтауна (штат Айова). Они пришли на вернисаж в сопровождении людей, которых эти картины вообще не интересовали, а было только одно желание: понравиться иностранцам. И я, видя такое к себе отношение, направился к выходу. Но американцы меня догнали, стали задавать вопросы о картинах, творчестве. Пришлось вернуться к экспозиции. Вот таким запомнилось открытие моей первой выставки.

«Разрушенный храм», 2024 год
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

— Вы работаете в разных амплуа: линогравюры, офорты, живописные работы, портреты и городские пейзажи. Что вам наиболее близко?  

 Педагогическая работа, которой я занимаюсь с 20 лет, требует умения работать в разных техниках и с различными материалами, чтобы заинтересовать ребят. Кстати, многие мои коллеги-педагоги увлекаются графикой. В 2009 году я даже собрал их работы в проект «Эстамп художников Ставрополья». Выставка получалась солидной и содержательной.

Если говорить о моём творчестве в целом, то я склонен к трансформации окружающего мира. Мои картины и гравюры — это субъективное его отражение, что заметно даже в пейзажах. В приоритете всегда были люди, события. Например, в Будённовске я создал свою известную гравюру «Дедушкин орден». Я писал портрет местного ветерана войны. На его груди был орден Красной Звезды с отколотой эмалью. Бывший фронтовик рассказал мне, что пуля попала в эту награду, и орден спас ему жизнь. Мой дедушка тоже воевал. И в итоге получился собирательный образ героя.

Фрагмент триптиха «Серебряный век», 2005 год
Фото: из личного архива Владимира Грибачёва

«Дневник путешествий»

— Ещё один значимый для вас этап — сотрудничество с книжными издательствами.

 В 1990-е годы выходило довольно много книг и альбомов об истории нашего края и Ставрополя. В некоторых использовались мои рисунки и гравюры. Иллюстрировал книги писателя Владимира Бутенко, краеведов Германа Беликова и Алексея Кругова. По заказу греческой общины из Минеральных Вод тушью и пером создал около 200 иллюстраций для 12 книг, в числе которых — «Самый блистательный губернатор» и «Свято-Успенский Второ-Афонский Бештаугорский монастырь».

Книги с иллюстрациями Владимира Грибачёва
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

Особенно горжусь книгой «Ставрополь — Город креста», для которой придумал обложку и подготовил акварели памятных мест города. Кроме того, занимался оформлением литературного журнала «Южная звезда». И очень ценен для меня опыт создания макета и подготовки большого числа иллюстраций для книги «История России». К сожалению, она так и не вышла в свет из-за финансовых сложностей издательства.

— Как получился ваш «Дневник путешествий»?

 В этой небольшой книжке спрессованы годы поездок по Европе: во Флоренцию, Венецию, Париж, Дрезден, в Голландию, Черногорию. Это тоже важная веха моей жизни. И все впечатления, открытия и эмоции воплощены в рисунках, эскизах, офортах и акварелях.

Офорт «Форпост», 2003 год
Фото: из личного архива Владимира Грибачёва

«Осколки ушедшей цивилизации» 

— Многие ваши работы находятся в галереях и частных коллекциях многих стран. В чём ваш секрет успеха? 

— В 1990-е годы в столице вошли в моду стилизованные под XVIII–XIX века гравюры с видами старой Москвы. Я открыл для себя простую вещь: изображения органично дополняются справочной информацией — датой строительства, именем архитектора здания, которое, возможно, уже разрушено. И это воспринимается людьми благосклонно и с большим интересом. Впоследствии я ввёл этот графический приём в живописные композиции.

С 1995 года и по нынешний день работаю над проектом «Ставрополь Губернский». Это большое число работ, посвящённых истории города и его старинной архитектуре, — от огромных триптихов до небольших гравюр. Многие из них находятся в различных организациях и предприятиях края, у коллекционеров.

Владимир Грибачёв привнёс приёмы старинной гравюры в некоторые свои живописные работы
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

Недавно задумал серию портретов своих современников. Мне очень интересна реакция на эти работы, которые писал с большим воодушевлением. Например, портрет Владимира Лычагина — человека, хорошо известного в культурной среде Ставропольского края, — его сестра назвала «Осколок ушедшей цивилизации». Я намерен выставить несколько готовых картин из этой серии на своей юбилейной выставке.

— Что на ней будет ещё?  

 На ней представят не только мою живопись и графику, но и эстампы моих учеников. Они — авторы потрясающих произведений, посвящённых истории и архитектуре краевого центра. Цикл назвали «Мой Ставрополь». В рамках выставки хочу провести несколько мастер-классов с участием студентов, преподавателей и профессиональных художников. Официальное открытие выставки состоится 13 сентября в краевом музее изобразительных искусств.

— Владимир Яковлевич, если бы вы не стали художником, в какой профессии смогли бы реализовать себя?

 Я мечтал, стремился — и стал. Другого не надо!