— Татьяна, почему «Итерация»? Как появилась идея названия выставки?
— Название придумал мой муж, художник Александр Сытников.
Оно идеально отождествляется с моим творчеством. Я хожу по одним и тем же местам, смотрю на одних и тех же людей, на те же объекты и предметы. Меняются только времена года, ракурсы, освещение. Но с каждым новым витком я открываю для себя что-то ранее неизвестное, захватывающее. В моём понимании «итерация» — это повторение определённого цикла, его продолжение в новом качестве.
— Есть фотографии из этого проекта, которые хочется особо отметить среди прочих?
— При каждой съёмке часто получаются серии. Например, во время прогулки по урочищу «Ташлянский склон» я увидела летающих стрекоз. Они меня с детства привлекали: красивые, сильные, хищные насекомые. Я часа полтора наблюдала весь круг жизни этих стрекоз, периодически фотографируя.
Технически было довольно сложно показать слюдяные крылья стрекоз, их глаза, тело и травинки вокруг. И ещё сложнее — передать нужное настроение, состояние. Когда я фотографирую, я запоминаю эти нюансы, а затем с помощью компьютерного редактора стараюсь их подчеркнуть. Это была непростая задача, и я долго над ней работала. В итоге получилась серия «Прошлой осенью» из четырёх фотографий.
И ещё одна работа — «Одинокий». Это изображение груши, которую я сфотографировала у себя в саду. Работа удалась эмоционально и композиционно. Кстати, на выставке много фотографий, сделанных в окрестностях моего дома, и даже из его окна.
— Почему вас увлекают два разных полюса искусства — реализм и абстракции?
— Никогда не делила искусство на реалистическое или абстрактное.
Я подхожу эмпирически к своим объектам и могу наслаждаться как общим планом, так и каким-то конкретным фрагментом. Возможно, даже в большом приближении к предмету. Мне очень интересны фактуры, текстуры тех причудливых абстрактных пятен, которые складываются во что-то натуральное, реалистичное. Всё это точно передаётся именно чёрно-белыми фотографиями.
— Когда вы впервые взяли фотоаппарат в руки и захотели связать свою жизнь с этим искусством?
— С фотоаппаратом и фотографией меня познакомил мой отец. Мне было жутко интересно. А на моё 18-летие он подарил компактный цифровой аппарат. И я с маниакальным желанием снимала себя, однокурсников, природу. Но по-настоящему стала вникать в процесс фотосъёмки только в 2020 году, в период пандемии. Приобрела камеру Nikon Z50, которая в своём классе была довольно хороша. И быстро поняла, что это занятие — благодатная почва для самовыражения.
— Как обучались тонкостям фотографии?
— Основы мне дал папа. В художественном училище я занималась фотоделом у Юрия Даниловича Мататова. Наверное, каждый ставропольский фотохудожник, начиная с 1980-х годов, учился у него.
Что касается того, куда обращать взгляд, что поместить в окошко видоискателя — этому меня никто не учил. Научить видеть невозможно. И что запечатлеть, как это подать и как отредактировать — зависит от опыта и вкуса. У меня даже своя игра есть: иду по улице и внимательно смотрю по сторонам. Я обязана найти композицию, потому что это начальная точка создания фотографии. И уже потом я выстраиваю кадр — общий, средний, крупный план. Но это уже техническая сторона.
— Как формировался ваш стиль?
— Более всего повлияло кино. Я фанат Ларса фон Триера, Стэнли Кубрика и братьев Коэнов. Их художественные приёмы, работа с кадром очень сильно повлияли на меня в видении композиции фотографии.
Когда смотрю хорошее кино, я мысленно делю его на кадры, делаю в голове скриншоты: тут очень круто работает свет, а здесь классно всё провалилось в тень, а вот — очень крутая композиция… И, например, Триер мне нравится ещё тем, что абсолютно не приукрашивает визуальный ряд. Я тоже в своём творчестве стараюсь этого не делать, по возможности избегая ретуши и не снимая «красивости».
— Как выстраивается ваш творческий процесс?
— Он начинается с желания куда-то пойти. Причём совершенно не принципиальна конечная точка маршрута. Важнее сам путь и то, что я увижу в этот момент. Мы с мужем много путешествуем, любим пешие походы, поэтому фотосессии у меня сопряжены со сборами рюкзака, подготовкой провианта и расчётом своих сил и возможностей, так как оборудование я несу буквально на себе.
Я никогда не планирую фотосессию, это экспромт. И люблю, чтобы природа, животные, люди жили своей жизнью, не думая о том, что я существую по ту сторону кадра. Я хочу ловить момент. Поэтому у меня практически нет постановочных фотографий.
Так что сложного препродакшна у меня не бывает. Зато, когда начинаю отбирать, структурировать фотографии — вот тут я голову ломаю месяцами.
— Вы снимаете на цифровую камеру и даже на смартфон. А был соблазн освоить аналоговые камеры?
— Технически аналоговая съёмка весьма непроста и требует много побочных знаний и навыков. А в итоге снимки на «цифру» и плёнку могут получиться практически идентичными. Мне жаль тратить ресурс на такие «танцы с бубном» и лучше его сэкономить на впечатления, созерцание и рефлексию от увиденного.
На тематических пабликах в интернете много фотографий, снятых в наши дни на плёнку, но, если честно, меня мало что из них трогает и удивляет. Другое дело — аутентичные фото, из аналоговой эпохи.
Сама снимаю только на «цифру». У меня всегда с собой смартфон, на который можно запечатлеть какую-то композицию. Это как для художника сделать этюд. Но, конечно, всерьёз я такую съёмку не рассматриваю, полноценную съёмку делаю только на свою камеру.
— Сколько времени уходит на одну работу?
— Смотря как считать. Например, снимать я могу 30 минут, а идти к месту съёмки три дня. А потом обрабатывать от нескольких часов до нескольких дней. А иногда бывает — вышла из дома, сняла на огороде замечательную фотографию, за десять секунд отретушировала, чуть-чуть скадрировала — и готово! На выставке можно увидеть пару таких работ — они были сняты в огороде и с минимальными техническими коррективами.
— До своей первой персональной выставки что считали своим самым ярким достижением?
— Я уже восьмой год преподаю в художественном училище. Это достижение — быть преподавателем, тем более в учебном заведении, где когда-то сама училась и которое люблю всей душой!
— Вам нравится, по какому пути фотография идёт, и то, какой она может стать в будущем?
— Мне нравятся возможности, которые даёт технический прогресс. И абсолютно не переживаю, что искусственный интеллект перекроет мне или моим коллегам кислород как фотохудожникам и дизайнерам. Этого не случится, как не случилось краха живописи с приходом фотографии или театра — с приходом кино.
Конечно, беспокоит безвкусица, которую плодят в социальных сетях с помощью искусственного интеллекта. Напрягает, что её слишком много, из-за чего простой человек вынужденно потребляет этот «мусорный» визуальный контент. Что, безусловно, сказывается на вкусе и культурном уровне людей.
И всё же я думаю, что мы не деградируем. Мир всегда меняется, и он уже не будет таким, к которому мы привыкли. Но это хорошо.