пт, 18 окт.
19:29
Ставрополь
+5 °С, туман
Эксклюзивы

Рецепт идеального преступления: как и о чём пишет ставропольский автор детективов Иван Любенко

Сегодня, 12:09КультураФото: Сергей Лычак / ИА «Победа26»

Имя Ивана Любенко давно известно за пределами Ставрополья. Он пишет произведения в редком жанре — ретродетектив. Четыре романа автора уже экранизированы. Герой Любенко — присяжный поверенный Ставропольского окружного суда Клим Ардашев — из книги в книгу виртуозно распутывает изощрённые убийства. О писательском мастерстве, популярности и идеальном преступлении автор рассказал «Победе26».

Курит, пьёт, волочится за дамами

— Иван Иванович, сколько книг уже написано о расследованиях Клима Ардашева?

— Всего 23. Их условно можно разделить на две части. Первая посвящена жизни Клима Ардашева в период 1907–1920 годов. Там он предстаёт зрелым и состоявшимся человеком. Вторая часть описывает юность героя — рассказать об этом периоде меня попросили читатели, поэтому я взялся писать приквел. Так вышло четыре романа.

— Вы говорили, что для того, чтобы написать одну из четырёх книг, «Слепой поводырь», пришлось особенно потрудиться, посетить не один архив.

— Всё верно. В книге описаны события, которые происходили в Ставрополе в 1889 году, когда ещё не было водопровода, аптеки Байгера, вокзала и железной дороги. Чтобы достичь максимальной достоверности повествования, я воспользовался тремя источниками: Госархивом Ставропольского края, Российским государственным историческим архивом и Государственным архивом Российской Федерации.

Книга «Слепой поводырь» повествует о ранних годах Клима Ардашева
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

— Расскажите о каком-нибудь интересном открытии, сделанном в процессе изучения исторических документов.

— Архивные документы помогли доказать факты присутствия в Ставрополе мировых знаменитостей, о чём до выхода книги никто из наших краеведов не знал. Среди таких — Осип Ильич Вельдман, гипнотизёр-экспериментатор, один из основоположников российской психотерапии. Свои сеансы он проводил в здании ставропольского театра. Напомню, что Вельдман дружил с Львом Толстым и, кстати, предсказал его отлучение от церкви.

— Вернёмся к вашему герою. Наверняка Ардашев в юности отличается от того, которого знает читатель из первых романов?

— Ардашев-студент совершенно другой: он курит, выпивает, волочится за дамами. Я показал его становление, поэтому в романе много размышлений героя.

— Не раз была озвучена версия, что вы создали свой прототип.

— Скажу честно: зрелый Ардашев — тот, на кого я хотел бы быть похожим, но кем не стал.

Экранизацию книг ставропольского писателя транслировал один из российских телеканалов
Фото: tvc.ru

— В ваших романах способы убийств не повторяются. Наверняка, придумав столько интересных сюжетов, вы можете описать, как выглядит идеальное преступление.

— Злодей находится рядом с жертвой, вокруг десяток свидетелей, и неожиданно жертва гибнет на глазах у публики, а убийца вне подозрения. Как это сделать? Создать определённые условия! Я написал рассказ «Убийство в библиотеке». По сюжету злодей создаёт устройство, состоящее из винтовки с капсюлем и будильника с молоточком. В нужное время срабатывал будильник, ударял молоточком по капсюлю и происходил выстрел.

Я консультировался с часовщиком, который объяснил, как усилить удар молотка, встречался с профессором математики — тот подсказал, как рассчитать траекторию выстрела, чтобы пуля попала в жертву. Забавный эпизод из жизни: когда пришёл на Верхний рынок к часовщику узнать, как приладить будильник к оружию, тот был в замешательстве — пришлось объяснять, что я писатель детективных романов.

Работа над ретродетективом требует глубокого погружения в эпоху и работы с архивами
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Половина бороды и Бабук

— Недавно вышел новый роман «Чёрный Арагац», который посвящён истории армянского народа. О чём он и где вы на этот раз искали информацию?

— Планов написать роман об истории армян у меня не было. Более того, я знал, что события следующей книги будут происходить в Ростове-на-Дону, но когда начал погружаться в тему, удивился, что в двух верстах от города когда-то существовал Нахичевань-на-Дону. Меня заинтересовала история этого населённого пункта, судьба его жителей и особенно писателя и поэта Микаэла Налбандяна.

Начал с изучения армянских газет того периода, которые выходили в Ростове на русском языке, — проштудировал 368 номеров, изучил «Процесс тридцати двух» [один из крупнейших политических процессов 60-х годов XIX века в Российской империи. — Прим. ред.], в котором фигурировал Налбандян, прочитал воспоминания современников о нём, нашёл фотографии родственников, много узнал о том, как жил Нахичевань-на-Дону — кто был главой, как работала народная милиция, на каких условиях Екатерина Вторая предложила народу избавиться от турецкого гнёта и переселиться в Нахичевань, какие блюда там готовили, какие традиции существовали. Вот одна из них: если мужчина изменил жене, ему сбривали половину бороды и водили по базару.

Иван Любенко изучал в архивах армянские газеты конца XIX века для работы над книгой
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

— А чьё убийство в этом романе расследует Клим Ардашев?

— В книге две сюжетные линии — одна связана с жизнью Налбандяна и армянского народа, а вторая — детективная история. Клим Ардашев отправляется из Ставрополя в Ростов-на-Дону закупить сельскохозяйственное оборудование, оказывается в доме бывшего сослуживца своего отца и там находит его труп. Полиция не видит никаких оснований для того, чтобы передать дело судебному следователю для возбуждения уголовного дела, поэтому Ардашев вынужден сам отыскивать виновного.

Кстати, в книге много юмора, а ещё появляется помощник Бабук — своего рода доктор Ватсон.

«Придумал отпечаток целакантуса, и его действительно нашли!»

— Вы были предпринимателем, преподавали историю, 26 лет посвятили адвокатуре, а теперь полностью погружены в писательскую деятельность. Какая профессия ближе?

— Изначально совмещал писательство с работой, а в прошлом году приостановил адвокатский статус. Конечно, накопленный опыт здорово помогает — мне легко понять, как возбуждалось уголовное дело в былые времена, как шёл процесс, как работал суд присяжных. Кроме того, у меня есть историческое образование, которое даёт возможность анализировать добытые в архивах сведения. Признаться, писательство — это то, что доставляет больше всего удовольствия. Оно позволяет быть независимым — я этим дорожу, поэтому не могу расслабляться и бездельничать. В год выпускаю по три романа.

Иван Любенко выпускает по три романа в год
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

— Как рождается роман?

— Мой рабочий день — не меньше 12 часов. Самое сложное — придумать сюжет, простое — перенести задумку на лист. В процессе написания до десяти раз меняю сюжет, поэтому для меня тоже всегда загадка, чем закончится очередная история.

Перед тем, как написать новый детектив, прочитываю-просматриваю 30–50 книг. По ним составляю конспекты — это несколько общих тетрадей, где указаны характеристики времени: какие ткани в то время использовали, какой была судебная система, названия бытовых предметов, для чего они использовались, как разговаривали люди.

— Но в истории всегда есть белые пятна. Что вы делаете, если о каком-то факте не удалось узнать?

— Додумываю. Когда писал роман «Кровь на палубе», придумал, что местные учёные нашли на известняке в Ставрополе в районе Сенгилеевского водохранилища отметку целакантуса — это рыба, которая жила на Земле миллионы лет назад. В день, когда вышла книга, в региональных новостях сообщили, что на Ставрополье на известняке найден отпечаток целакантуса. Так по счастливому совпадению моя выдумка стала достоверным фактом.

— Что помогает писать языком авторов ХIХ–ХХ веков?

— Чтение классики. Там же можно найти много бытовых нюансов. В общем, приходится постоянно учиться, а ещё — советоваться со специалистами. Буквально каждый роман требует общения с врачами. Например, узнавал, чем отличается цвет выступившей изо рта пены у человека после отравления ядом и при сердечном приступе.

— Какие эмоции у вас вызывает ваша известность?

— Как только мне начинает казаться, что я что-то из себя представляю, сразу открываю произведения мастеров — Чехова, Ильи Дмитриевича Сургучёва — и гордыня проходит.  

Авторы:Лусине Варданян