пн, 23 июнь
15:06
Ставрополь
+21 °С, ясно
Эксклюзивы

«За силу художественного слова»: радиоведущая из ставропольского театра стала лауреатом журналистской премии

6 июня , 10:49КультураФото: Камилла Улубаева / ИА «Победа26»

Ежегодно краевой премией имени Германа Лопатина поощряют лучших журналистов Ставрополья. В числе нынешних лауреатов — заведующая музыкальной частью Ставропольского академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова Евгения Сафронова. Её авторские радиопрограммы отмечены жюри конкурса за силу художественного слова. «Победа26» поговорила с лауреатом о творчестве, магии драматургии и роли музыки в театре.

Грани творческих амбиций

— Евгения Юрьевна, почему вы решили заняться журналистикой?

— Я ещё со школы много читала, знала много стихов вне школьной программы, посещала театры, музеи. Закончила музучилище и Ростовскую государственную консерваторию по классу фортепиано. Затем пришла работать в театр, где царит творческая атмосфера. Это мощный стимул, помогающий людям раскрывать свои таланты, реализоваться. Можно сказать, журналистика — одна из граней моих творческих амбиций.

Когда я начала работать в театре, поиск музыкального материала был ограничен. В начале 1990-х не было интернета, чтобы в один клик найти нужную запись. Зато в фонотеке краевого радио был огромный выбор, и мне там всегда помогали. Это положило начало моей дружбы с краевым радио, которое позднее переросло в сотрудничество.

Евгения Сафонова на краевом радио
Фото: Маргарита Воронова / Личный архив Евгении Сафоновой

— Какими были первые шаги на радио?

— В 2010 году я стала готовить для утреннего эфира 15-минутные еженедельные выпуски — «Музыкальные эскизы». Мой первый сюжет был посвящён ставропольскому композитору Василию Дмитриевичу Беневскому. Помню, как волновалась, тщательно готовила материал, прочла его дома несколько раз, чтобы правильно организовать текст.

Через год директор краевого радио Аждаут Ибрагимов предложил мне вести авторскую программу «Субботние встречи». Это 50 минут из четырёх-пяти сюжетов. Позднее она трансформировалась в «Неслучайные встречи», заняв место в воскресной вещательной сетке. Кстати, эта программа тоже была отмечена премией имени Германа Лопатина.

Музыкальная радиопередача Евгении Сафоновой заслужила высокую оценку журналистского сообщества
Фото: Из личного архива Евгении Сафоновой

С недавнего времени делаю небольшие утренние выпуски «Звуки времени». В фонотеке краевого радио есть уникальные записи, начиная с 1950-х годов, голосов ставропольских и приезжих актёров, поэтов, музыкантов. На их основе и создаётся программа. Например, в передаче о поэте Яне Бернарде сначала звучат воспоминания его дочери и вдовы, а затем — фрагмент с голосом Яна Игнатьевича из радиофонда. Очень удачными получились выпуски о театральном режиссёре Алексее Малышеве и ставропольском композиторе Николае Зинченко.

Вакансия по объявлению

— Что привело вас в театр, как это случилось?

— В 1991 году мама случайно услышала по радио объявление, что ставропольскому драмтеатру требуется музыкальный руководитель. Сказала об этом мне. Как раз тогда в наш театр прибыла греческий режиссёр Моника Василиу, чтобы поставить трагедию Еврипида «Медея». Ставропольский композитор Владимир Чернявский написал замечательную музыку к этому спектаклю. Был необходим концертмейстер, чтобы разучивать с актёрами вокальные партии. Моя профессиональная премьера состоялась в очень ярком спектакле.

— В чем магия и сила театра, на ваш взгляд?

— Театр побуждает людей пристально присмотреться к себе. И даёт ответы на жизненные вопросы. Ему под силу пробудить лучшие человеческие качества, утешить и даже развеселить. Он умеет проникать в душу — этим и славится русская школа психологического театра.

— Что для вас самое интересное и вдохновляющее в работе над музыкальным материалом спектакля?

— Интересно сочинять музыку. Сочиняю я только дома, чтобы свободно погрузиться в тему, поразмышлять. Особый драйв получаю, наблюдая, как актёры разучивают мои песни, оживляя образы. А самые приятные, дорогие минуты — когда вижу, что артисты работают с удовольствием, исполняя мою музыку.

— Ваши музыкальные предпочтения?

— Мне очень интересны композиторы, которые, имея хорошее классическое музыкальное образование, работали в театре и кино. Я внимательно изучала творчество Алексея Рыбникова, Андрея Петрова, Микаэла Таривердиева, Геннадия Гладкова, Георгия Гараняна. Для меня важно не просто услышать их произведения, но и сыграть на фортепиано, чтобы лучше понять секреты композиции, узнать — как именно эти авторы создавали свои шедевры.

Найти нужный образ

— Как вы создаёте музыку для спектакля, какова парадигма?

— Пропускаю через себя все идеи режиссёра и его требования к спектаклю, ищу нужные образы, язык. Первый слушатель моих вокальных или инструментальных произведений для спектакля — режиссёр. Нужно безоговорочно принять все замечания, поскольку их озвучил главный человек, создающий спектакль. Очень важно доверие. Затем начинается этап работы с актёрами.

— Какой спектакль дался труднее всего и почему?

— Сложные спектакли — авторские, к которым нужно писать музыку. Было несколько музыкально-драматических спектаклей — очень трудоёмкие, заставившие подняться на высокую профессиональную ступень: например, расписать хоровую партитуру для исполнения артистами филармонии. Сразу вспоминается «Садко». Второй, в котором нужно было передать атмосферу эпохи, очень иносказательный — спектакль по пьесе Григория Горина «Шут Балакирев».

Евгения Сафонова считает доверие важной частью работы композитора и режиссёра
Фото: Маргарита Воронова / Из личного архива Евгении Сафоновой

И ещё два музыкальных спектакля, поставленные народной артисткой России Натальей Зубковой. «Собор Парижской богоматери» — это почти мюзикл, включавший огромный пласт музыкальной работы. И ещё мы посягнули на «Алые паруса». В нём большое количество сольных арий, в постановке принимал участие хор краевой филармонии. Работа была кропотливая, но эти спектакли с успехом шли несколько сезонов.

— Ваше самое яркое воспоминание в работе с режиссёрами?

— Валентин Валентинович Бирюков первым из режиссёров доверил мне писать музыку к спектаклю. Готовилась постановка по пьесе Горина «Чума на оба ваши дома». В 1995 году я не имела никакой композиторской практики, а он сказал: «Пиши!» В частности, я тогда сочинила лирическую тему, которая и сегодня мне кажется очень удачной.

Сюита и мюзиклы

— Какая музыка, на ваш взгляд, способна привлечь в театр публику, особенно молодую?

— С большим успехом шли в театре замечательные мюзиклы Кима Брейтбурга — «Леонардо» и «Дубровский». Думаю, эту практику нужно продолжать. Конечно, не ограничиваясь одним автором. В мюзиклах может звучать разная музыка, в том числе рок и хип-хоп: с молодёжью нужно говорить на её языке.

— Расскажите о вашей композиторской деятельности вне стен театра.

— За время работы в театре мною написана музыка к более 50 спектаклям. Я взяла лучшие темы, обработала, связала их — и получилась сюита для симфонического оркестра «Театральные эскизы». Она состоит из пяти разнохарактерных частей. Произведения образные, понятные — как киномузыка. Сюита входит в репертуар симфонического оркестра Ставропольской государственной филармонии.

“Карнавал", 5-я часть из оркестровой сюиты "Театральные эскизы". Исполняет симфонический оркестр Ставропольской государственной филармонии. Дирижёр — Андрей Абрамов

В 2017 году министерство культуры Ставропольского края профинансировало издание сборника «Театральные фантазии». Этот альбом состоит из 12 моих пьес для фортепиано. В частности, «Смех Скупого рыцаря», «Письма Незнайки», «Из дневников капитана Немо» «Капризы феи», «Сюжет великого немого», «Лунный сонет». Какие-то пьесы адресованы маленьким детям, начинающим пианистам, часть — вполне годится для исполнения на первых курсах музыкального колледжа.

Заслуженный работник культуры РФ, пианист-педагог Людмила Даниловна Тихомирова разучила со своими учениками все пьесы из этого альбома и объединила их с 12 моими песнями из спектаклей. Получилась постановка, которую уже несколько раз показывали в детской музыкальной школе №1 Ставрополя. Сейчас её готовятся показать в рамках международного форума творческих союзов «Белая акация».

— Каким творческим принципом руководствуетесь в своей работе?

— Самое главное в любом деле, в профессии — чтобы человек получал от работы радость и удовольствие. К счастью, у меня так и сложилось: в музыке и журналистике.

Авторы:Сергей Рябчиков