пт, 19 дек.
15:14
Ставрополь
+6 °С, облачно
Эксклюзивы

«Маленькие — тоже личности»: как лауреат президентской премии со Ставрополья растит музыкантов

16 ноября , 12:00КультураФото: Антон Глушков / ИА «Победа26»

Педагога из Лермонтова Андрея Бедненко можно назвать человеком-оркестром. Он играет на барабане, ксилофоне, виброфоне, маримбе, литаврах и других ударных инструментах. Успешно учит этому детей и нынешней осенью стал лауреатом премии президента России. Как учитель открывает юные таланты, что особенно ценит в людях и почему свою жизнь сравнивает с «Болеро» Равеля, он рассказал корреспонденту «Победы26».

Зажигают детские сердца

Детская музыкальная школа в Лермонтове, где работает Андрей Бедненко, одной из первых в стране обновила часть инструментов по нацпроекту «Культура», а пару лет назад пережила масштабный ремонт от замены коммуникаций до обновления фасада. Минкультуры Ставрополья отвечало за работы, которые велись за счёт федерального и регионального бюджета. Открывать преобразившуюся школу приезжал губернатор Владимир Владимиров.

Узнав о награждении преподавателя Андрея Бедненко и его коллеги Юлии Донник из Невинномысска премией президента России за выдающиеся достижения в педагогической деятельности по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства, глава края признал, что ремонты школ искусств и их оснащение инструментами необходимы, но ещё важнее — «внимательный и неравнодушный педагог».

«Только он может зажечь детские сердца, увлечь искусством. Важно, что такие люди работают в системе допобразования на Ставрополье. Продолжим помогать, чтобы их становилось больше. Поздравляю лауреатов и желаю им новых успехов, вдохновения и талантливых учеников»,

 — написал губернатор в соцсети.

В ритме болеро

Андрей Бедненко 30 лет работает в музыкальной школе, но это только часть его жизни. Ещё он преподаёт в Минераловодском колледже искусств и играет в оркестре Пятигорского театра оперетты.

Будни так насыщены уроками и выступлениями, что когда спрашиваешь у него, с каким произведением он мог бы сравнить свою судьбу, называет «Болеро» Мориса Равеля с неизменным ритмом, который отбивает малый барабан. Этот медленный испанский танец писался для балетной постановки, но, оказывается, композитора вдохновили вовсе не танцоры.

«Равель написал это произведение после того, как увидел заводские станки. Он даже хотел, чтобы они были декорациями к этому танцу с его ритмическим треугольником»,

— говорит Андрей Борисович.

В этом году Андрей Бедненко прошёл в "Сириусе" обучающую программу по работе с одарёнными детьми.
Фото: Личный архив Андрея Бедненко

Будущий педагог хорошо чувствовал музыку с детства. В семье любили петь и бабушка, и папа, и тётя, хотя профессиональных музыкантов не было. Его отдали учиться играть на баяне, а потом он перешёл на ударные инструменты. Поступил в Минераловодское музыкальное училище, затем окончил Краснодарский институт искусств и культуры.

Со школьных лет играл в ансамблях, концертных бригадах, оркестрах. В военном оркестре проработал 20 лет, заслужив военную пенсию.

У Андрея Бедненко целая пачка грамот и благодарностей, есть даже медаль Ставропольского края «За доблестный труд» 3-й степени. Но на федеральном уровне оценили прежде всего его педагогический талант.

Играют и классику, и метал

Учителю трудно выделить кого-то из своих воспитанников — Андрей Борисович любит каждого. Почти все они участвуют в музыкальных конкурсах. Есть лауреаты федерального уровня, например, Екатерина Светлакова, Тимур Досаев, Егор Гречкин, ставшие победителями всероссийского конкурса «Молодые дарования».

«Екатерина Светлакова — очень способная, талантливая девочка. Играет на ударных инструментах и на трубе. Сейчас она учится в музыкальном колледже, но ещё в школе было видно, что она очень работоспособная»,

— описывает воспитанницу педагог.

Многие ученики разъехались по стране, играют и преподают. Илья Матвеенко выступает со столичной кавер-группой Moloko. Стал педагогом школы игры на барабанах, снялся в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!» в роли барабанщика.

Антон Яловчук — ударник московской метал-группы Morokh. Глеб Попов преподаёт в музыкальной школе Ессентуков и играет в военном оркестре Росгвардии в Пятигорске. Наталья Андреева работает в симфоническом оркестре Северо-Кавказской государственной филармонии имени Василия Сафонова в Кисловодске.

Есть и те, кто нашёл своё место за рубежом.

Поощрять и осаживать

Андрей Бедненко уверен, что все дети без исключения способны слышать и чувствовать музыку, даже те, про которых говорят «У него нет слуха».

«Всё есть, есть внутренний слух, когда человек не может точно проинтонировать мелодию, но он её слышит. И всё это можно развивать»,

— говорит учитель.

Он помогает осваивать множество инструментов, от барабана и ксилофона до редкого в детских учреждениях вибрафона, который появился благодаря директору лермонтовской школы Ирине Касаевой.

«У нас очень хороший инструментарий, все условия созданы, чтобы у детей были достижения, а работа приносила удовольствие»,

 — считает педагог.

В музыкальной школе Лермонтова — полный арсенал ударных инструментов
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

Для игры на ударных инструментах, по его словам, надо даже больше усидчивости, чем при обучении по классу фортепиано.

«Маленький ребёнок приходит учиться, посмотрев, как играют в ансамблях. А когда начинаешь развивать удар, навыки звукоизвлечения, ему как бы скучновато становится. И вот немножко осаживаешь ученика, чтобы усидчивость появилась, чтобы отработать технику, которая потом будет приносить хорошие плоды»,

— делится опытом учитель.

Сейчас, замечает он, стало много гиперактивных детей, которые долго ни стоять, ни сидеть на одном месте не могут.

«Приходится быть построже с такими, но только так, чтобы не отбить интерес. Надо и поощрять, и показывать на своём примере, к чему стремиться. Вот, мол мы играем ритмическую фигуру в медленном темпе, а потом должны будем играть быстрее. И они стараются», — говорит педагог.

По словам Андрея Борисовича, он любит и учеников, и своё дело, и это, видимо, главный секрет его успеха как педагога. Многое значит и участие родителей, их заинтересованность и внимание. А ещё — важно уважение к детям.

«Это маленькие, но тоже личности, и нужно это уважать обязательно»,

 — убеждён учитель.

Детей надо поощрять, чтобы у них не пропал интерес к занятиям, считает педагог
Фото: Личный архив Андрея Бедненко

Сейчас в музыкальных школах меньше воспитанников, чем было в советские времена, когда культура была в почёте. Теперь роль играет, скорее, мода. Вот была популярной попсовая группа «Ранетки», состоявшая из одних девчонок, — и девочки массово пошли учиться играть на ударных инструментах. Сейчас такие «ударницы» в лермонтовской школе тоже есть, но их немного, потому что физически это всё-таки тяжело.

Ценности не стареют

Сам Андрей Бедненко из всех ударных инструментов больше всего любит ксилофон, а из музыкальных направлений — джаз, особенно фьюжн и фанк. Рэп, которым увлекается большинство молодёжи, он не понимает, а вот красивый рок уважает. Ну и, конечно, любит классику и неоклассику. По его словам, сейчас в учебные программы включают современную музыку для ударных, написанную молодыми композиторами-перкуссионистами, то есть специалистами по разным ударным инструментам. На конкурсах такие произведения ценятся выше.

Живая музыка, по мнению учителя, будет нужна людям всегда. Ни фонограммы, ни творения искусственного интеллекта её не заменят.

«Мне кажется, ключевое слово, что она живая, как и мы. Сегодня она может прозвучать так, а завтра чуть иначе, где-то изменится темп, где-то настроение. На самых престижных конкурсах, в шоу, в театрах играет оркестр и люди поют вживую»,

— добавляет музыкант.

Также Андрей Бедненко относится к книгам: печатные лучше электронных, потому что страницы передают дух того, что написано.

На вопрос, какая книга повлияла на него больше всего, педагог называет «Два капитана» Вениамина Каверина.

«Я прочитал её в детстве, а потом много раз перечитывал. Не то, чтобы я хотел стать лётчиком или моряком, но вот сама биография Сани Григорьева привлекала, его настойчивость и целеустремлённость. Мне кажется, на меня это наложило отпечаток, и я старался на него походить, добиваться цели»,

— признался учитель.

Возможно, оттуда же Андрей Борисович усвоил один из главных жизненных принципов, который никогда не нарушает, — быть преданным семье, делу, стране.

Его ученики читают другие книги, но ведь читают! Он радуется, когда видит печатные издания у них в руках: значит, думают, значит, растут неравнодушными людьми.

Авторы:Светлана Болотникова