Канатная дорога в Пятигорске — одна из достопримечательностей курорта. Нередко туристы строят свой маршрут по Кавказским Минеральным Водам так, чтобы прокатиться на ней и подняться на вершину горы Машук.
Она работает по принципу маятника: два вагончика одновременно с одной скоростью выдвигаются сверху и снизу и встречаются посередине. Каждый из них идёт по своему тросу, обладающему четырёхкратным запасом прочности. Скорость движения вагона составляет 8 метров в секунду, так что добраться до вершины горы Машук можно примерно за три минуты. Вагоны — закрытого типа, каждый весит по 1032 кг и вмещает до 20 пассажиров.
Проектировал канатку инженер Вахтанг Лежава в Грузии, а оборудование изготовили в Санкт-Петербурге. Строить её решили в 1960 году, начали — в 1965 году, а открытие состоялось 24 августа 1971 года. Каждый год сотрудники учреждения устраивают праздник по этому поводу — День канатной дороги.
Для Пятигорска открытие канатной дороги было настоящим событием.
В газете «Кавказская здравница» от 25 августа 1971 года писали, что строители уложили в верхнюю и нижнюю станции 1,5 куб. м бетона и потратили 200 тонн металла, установив 26 опор на крутом склоне в лесу.
«Признаться, я немного трусиха. Но подниматься в вагончике на гору, куда мы раньше взбирались пешком, вовсе не страшно. Получаешь большое удовольствие. Кажется, будто летишь самолётом»,
— рассказывала тогда журналистам одна из первых пассажирок, лаборантка курортной поликлиники Клавдия Вилкова.
В краеведческом музее Пятигорска добавили, что вскоре после открытия канатки рядом с верхней станцией нашли интересный артефакт.
«В ноябре 1976 года работник канатной дороги Алексей Ачкасов на западном склоне Машука обнаружил основание под первый крест, установленный на могиле военного топографа Андрея Пастухова в день его похорон в сентябре 1899 года. Этот предмет хранится в Пятигорском краеведческом музее»,
— сообщила заведующая сектором природы научного отдела Пятигорского краеведческого музея Елена Чагаева.
Канатка в Пятигорске пользуется народной любовью с самого открытия. Нередко туристы впервые знакомятся здесь с этим видом транспорта. Но совсем без критики в адрес аттракциона не обходится.
«После пандемии людей смущает поездка в закрытом вагончике довольно большой группой. Справедливо жалуются на большие очереди на канатку — недавно я сама стояла три с половиной часа, чтобы прокатиться. Не все готовы потратить столько времени ради трёхминутной езды»,
— рассказала сертифицированный гид по КМВ, генеральный директор туристической фирмы Ольга Арефьева.
В 2015–2016 годах канатку в Пятигорске модернизировали, чтобы сделать её комфортнее и безопаснее. Специалисты заменили канаты, установили новые силовые агрегаты и автоматику.
Кроме того, в 2022 году стало известно, что ретро-вагоны заменят на новейшую российскую разработку. Новый вагон стоит рядом с нижней станцией под эффектным куполом, но когда его установят, руководство канатной дороги не сообщает.
«Туристы часто спрашивают, почему ездят старые вагончики. Сейчас наши канатки на КМВ не справляются с турпотоком, слишком мало вагончиков, хочется, чтобы их стало больше или они ездили чаще»,
— делится Ольга Арефьева.
Канатная дорога работает круглый год, расписание меняется в зависимости от сезона и погоды. Конечно, подняться на вершину можно и пешком, это займёт около двух часов. Там расположены разные достопримечательности, способные заинтересовать детей и взрослых.
Главная причина подняться на Машук — завораживающие виды на Пятигорск и окрестности. Особенная атмосфера здесь царит на закате, когда небо окрашивается множеством красок. Здесь можно сфотографироваться с арт-объектами, прогуляться, приобрести сувениры, пообедать в кафе, увидеть вблизи телебашню.
С одной стороны от верхней станции канатной дороги располагаются таблички с указанием городов и расстояния от Пятигорска до них. С другой — площадка с лавочками и роскошным видом на гору Бештау.
Если повезёт, можно оказаться прямо над облаками.
Канатную дорогу в Кисловодске построили в 1973 году. Она находится в самом большом рукотворном парке Европы — Национальном парке «Кисловодский». Проектировщиком, как и в Пятигорске, выступил Вахтанг Лежава.
«В начале ХХ века парк начал активно расти вверх по склонам Джинальского хребта, стал актуальным вопрос о быстром и безопасном перемещении по территории с учётом сложного ландшафта и с минимальным ущербом для окружающей среды. Первым решением стала канатная дорога»,
— поделились в пресс-службе парка.
Дорога соединяет Средний и Горный парки, она подвесная и однопролётная. Кабинки жёлтого и красного цвета преодолевают более 1,5 км, причём в верхней части маршрута вагончик оказывается примерно в 250 метрах над землёй.
Нижняя станция расположена недалеко от Долины роз и называется «Храм воздуха», а верхняя находится на горе Малое Седло и носит имя «Олимпийский комплекс». Буквально в двух шагах находится один из крупнейших спорткомплексов на юге России.
Работает канатка каждый день, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Последний подъём осуществляют в 17:30. Как и пятигорская «соседка», она не работает в плохую погоду.
Прекрасными видами курорта можно насладиться как из вагончика, так и на горе Малое Седло.
«Путешествие на канатке займёт всего шесть-семь минут. Во время подъёма вы увидите все памятники природы парка — Синие камни, гроты на Туристической тропе, Долину роз и геоглифы во всём великолепии, а в конце путешествия вас будет ждать ошеломляющий вид на весь парк, город и Кавказский хребет»,
— поделились в пресс-службе Национального парка «Кисловодский».
Чтобы поездки были безопасными, на канатке регулярно ремонтируют и модернизируют оборудование и механизмы. В последний раз работы проводили весной-летом 2023 года.
«Канатная дорога также успешно прошла техническое освидетельствование, проводимое специализированной организацией»,
— прокомментировали в Национальном парке.
У нижней станции канатки, как и в Пятигорске, выстраиваются огромные очереди. Каждый год она перевозит 72 тысячи пассажиров.
На Ставрополье могла появиться и третья канатная дорога — в Железноводске. Но городские власти в итоге отказались от плана строить канатку на вершину горы Железной. Вместо этого решили отремонтировать главную автомобильную артерию посёлка Иноземцево — улицу Гагарина.