Ставрополье с каждым годом обновляет рекорд по турпотоку. В прошлом году попить минеральной воды из бюветов КМВ приехали более 8 млн туристов. Сотовые операторы фиксируют ещё большую посещаемость: по их данным, в крае побывали 9 млн человек.
Оборот сферы туризма умножается, рост прибыли наблюдается в сфере транспортных, медицинских, бьюти-услуг, продажи косметики, общественного питания, экскурсионных туров. Однако вместе с наплывом гостей вскрылась и проблема — кадровый дефицит в туротрасли.
Доктор экономических наук, доцент СКФУ Татьяна Кулаговская пояснила, что ситуация типична как для страны в целом, так и для макрорегиона в частности.
«Это связано с тем, что в постпандемийный период произошёл резкий рост внутреннего туристического потока. За таким быстрым скачком не поспевает развитие индустрии туризма и гостеприимства»,
— отметила Татьяна Кулаговская.
По данным мониторинга минтуризма края, численность сотрудников в этой сфере составляет 24 тыс. человек.
Сейчас открыты около 990 вакансий. Среди востребованных профессий — врачи-терапевты, медсёстры, горничные, официанты, уборщики служебных помещений, кухонные рабочие, специалисты по охране труда и подсобные рабочие.
«Кадровый вопрос в крае по-прежнему остаётся открытым»,
— прокомментировали специалисты министерства туризма и оздоровительных курортов Ставрополья.
Помимо уже существующих средств размещения, ожидается ввод и новых объектов. На Ставрополье реализуют 44 инвестпроекта, которые дадут краю отели, гостиницы и санатории нового типа на 6,9 тыс. мест. Потребность в кадрах при этом дополнительно вырастет.
Образовательные организации Ставрополья ежегодно подготавливают от 800 специалистов по направлениям «Туризм» и «Гостиничный сервис», «Туризм и гостеприимство». Однако не все молодые профессионалы остаются в Ставропольском крае и не все идут в сферу туризма — многие выбирают сервис, то есть работу в контактной зоне (администраторы в салонах сферы услуг, секретари).
Дефицит обслуживающего персонала, как оказалось, обусловлен исторически сложившимися особенностями менталитета народов Северного Кавказа. Эти тенденции находят отражение и на Ставрополье.
«Здесь считается, что работать официантом или горничной равно какому-то прислуживанию и унизительному труду. Эти профессии не почётные и не топовые, поэтому представителям индустрии очень сложно найти себе работников»,
— уточнила Татьяна Кулаговская.
Однако дело не только в кавказской гордости, но и в величине заработка. По данным Росстата, средняя зарплата специалистов, работающих в сфере туризма, в гостиницах и средствах коллективного размещения, составляет 24 тыс. рублей, в санаторно-курортных организациях — 35 тыс. рублей.
«Безусловно, уровень заработка — один из сдерживающих факторов. Тем не менее всё зависит от соотношения спроса и предложения. Если отельеры будут повышать ставки оплаты труда, то возрастёт и стоимость отдыха»,
— добавила Татьяна Кулаговская.
О невысоком уровне зарплат и текучке кадров в отрасли рассказала уроженка Ставрополья Любовь Тишина, начинавшая работу с линейной должности администратора отеля.
«Люди уходят из профессии из-за стресса, низких зарплат и ненормированного графика. Чтобы тебя повысили, нужно 3–5 лет проработать на одной должности»,
— сообщила ставропольчанка.
Девушка отправилась стажироваться на Маврикий и решила остаться в местном отеле. Там выяснилось, что проблемы в сфере туризма те же самые и на мировом уровне, утверждает собеседница.
Недовольны условиями труда и уровнем дохода и работники туристических агентств. Экс-гид Эльза Антюхина поделилась историей своего трёхлетнего опыта работы в одной из крупнейших турфирм Пятигорска.
«По факту ты зарабатываешь миллионы владельцу фирмы, а сам получаешь гроши. Например, с экскурсии на Эльбрус ты получишь 5 тыс. рублей. Это может показаться «вау!», но я встала в 4:00 и работала до 20:00 весь день на колёсах с людьми. Фирма платит ничтожно мало по сравнению с затраченными усилиями»,
— рассказала ставропольчанка.
Важен и сезонный аспект: в тёплое время года гиды зарабатывают хорошо, но деньги приходится откладывать на зиму.
«Высокий сезон — с мая по октябрь, при хорошей погоде — с апреля по ноябрь. Зимой ты сидишь практически без работы. Именно поэтому многие турфирмы не стремятся оформлять сотрудников официально. Чтобы трудиться «в белую», нужно оформлять самозанятость, но это не даёт всех плюсов устройства по ТК»,
— сообщила девушка.
Тяжёлый физический труд и отсутствие официального трудоустройства делают профессию непривлекательной для молодых кадров. По наблюдениям бывшего экскурсовода, в сфере трудятся профессионалы старше 45 лет.
Выход из сложившейся ситуации доцент Татьяна Кулаговская видит в повышении престижа этих профессий. По её мнению, в процессе обучения следует ориентировать слушателей на то, что они станут частью целой системы индустрии туризма, самым главным звеном, которое обеспечивает и держит приток гостей.
«В Европе, например, много официантов в солидных годах. То есть профессия считается престижной, и ремесло передают по наследству, поскольку оно приносит хорошую прибыль, обеспечивает семью. Образуются целые трудовые династии»,
— сказала она.
Решение кадровой проблемы требует системного подхода, отмечают в минтуризма Ставрополья. Необходимо участие работодателей и образовательных организаций в совместных практико-ориентированных проектах, добавила заведующая кафедрой туризма СКФУ.
«Необходимо выяснять нужды представителей отрасли и разрабатывать гибкие программы, адаптированные под быстро меняющиеся потребности отрасли. Также стоит создать совместные обучающие центры, где будут набираться опыта как представители академического сообщества, так и индустрии гостеприимства»,
— заключила Татьяна Кулаговская.