Добровольцем среди тайги Виктор Бондаренко прокладывал Свердловскую железную дорогу. Отработал он на железнодорожном транспорте почти 54 года. Пережил два теракта на своём железнодорожном участке. Помогал строить Минераловодский Дворец культуры железнодорожников. Как местный депутат, добился открытия остановки «Станция Третий километр» для удобства жителей.
«Я родился в селе Первая Гражданка в 1937 году. Рос без отца: то Финская война, то Великая Отечественная. Наше поколение взрослело рано — надо было помогать старшим. Однажды я, сельский мальчишка, в очередной раз провожал папу и оказался на вокзале. На меня с грохотом неслось чудовище! Отец успокоил и объяснил, что это поезд. Так я «заболел» железной дорогой»,
— рассказал Виктор Бондаренко.
После десятилетки Виктор с товарищами, такими же сельскими мальчишками, поступил в Минераловодское железнодорожное училище №4, получил профессию бригадира путей.
«Белое солнце пустыни» смотрели? Это про меня!»
— говорит Виктор Бондаренко.
Когда в конце 1950-х по стране прошёл клич: требуются добровольцы на строительство и укрупнение Свердловской железной дороги, Виктор Бондаренко сразу решил ехать. Любитель книг, он бредил Уралом, Севером, Сибирью.
«Северная часть Свердловской железной дороги — Нижний Тагил, Чусовская — представляла из себя глушь, тайгу. В 1958 году нас приехало туда пять человек из Минвод. Жили в вагонах, спали одетыми. Морозы стояли -45, -50 градусов. Там впервые попробовал сушёную картошку. Белого хлеба было не купить даже в Свердловске. Каждую ночь кто-то один не спал, в полудрёме сидя возле печки и контролируя, чтобы она не погасла. Рядом находились три лагеря НКВД, и когда заключённые убегали, к нам в вагончики тоже наведывались поисковики с собаками»,
— делится Виктор Фёдорович.
Когда железнодорожников переселили в общежитие, Виктора Фёдоровича назначили начальником колонны по ремонту путей из 140 человек. 90 из них были женщины.
«Марзия, Назия, Бабинур и другие — до сих пор помню — как у товарища Сухова. Они были беглыми из Татарстана. В те годы люди в сёлах работали за трудодни. Меня удивило, что эти женщины работали даже в обеденный перерыв. Потом выяснилось — они впервые в жизни заработали деньги, кто-то впервые увидел их. Поскольку работа на железной дороге была сдельная, женщины старались заработать больше. А труд был очень тяжёлым»,
— рассказывает железнодорожник.
У Виктора Фёдоровича всегда с собой была рация-телефон, чтобы быть в курсе всех дел.
Когда Виктор Фёдорович женился, перевёлся в Минеральные Воды, к родителям. Шёл 1966 год. Его назначили заместителем начальника Минераловодской дистанции пути Бориса Деревищева, в прошлом подрывника, ветерана Великой Отечественной войны, потерявшего руку на полях сражений. Общее дело стало началом крепкой дружбы.
В 1972 году Бондаренко закончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. С 1994-го по 2004-й работал начальником Минераловодской дистанции пути, затем — мастером по железнодорожным переездам, самым опасным участкам дороги. Возглавлял комиссию по транспорту и связи в местной думе.
«В 2003 году произошло два подрыва электричек. Первый случился 3 сентября. С Подкумка на Ессентуки отправился электропоезд, и на 53-м километре сработало взрывное устройство под днищем первого вагона. Там было много молодёжи, студентов. После этого события я перенёс инфаркт. А 5 декабря произошёл второй теракт»,
— вспоминает железнодорожник.
Дочь Виктора Фёдоровича Галина пошла по стопам отца и вот уже 26 лет трудится в Минераловодском отделении дороги.
Заслуженный работник, Виктор Фёдорович не любит говорить о своих наградах. Считает главным, когда люди подходят, протягивают руку, здороваются, радуются встрече, а не отворачиваются. В свои 87 лет он подтянут, доброжелателен, с уважением отзывается обо всех, с кем встретился на жизненном пути. А больше всего ему не нравится бюрократия, когда за бумажкой не видно человека.
«Я счастливый человек. За все годы работы не поспорил ни с одним начальником. Какие это были люди! У нас настоящая трудовая дружба»,
— признаётся Виктор Фёдорович.
Ранее «Портал Минеральных Вод» рассказал о том, как отбирали на работу стюардесс и с чем они сталкивались во время рейсов.