Экспозиция Николая Ивановича Степаненко располагается на подъезде к селу Сергиевскому, что в Грачёвском округе, прямо на обочине дороги. Её создатель и хранитель всегда рад гостям и готов провести экскурсию с полным погружением в культуру и быт прошлого.
Чего только нет в коллекции местного историка — от скифских наконечников стрел до газырей с серебряными колпачками, некогда украшавших казачьи черкески строителей Алексеевского редута (части фортификаций Азово-Моздокской оборонительной линии), ставшего впоследствии основой Сергиевского.
На обрывистых берегах реки Калаус, где расположилось село, переплелись целые эпохи и культуры. Некогда здесь проходили торговые пути древних народов, а позднее — Тифлисский почтовый тракт, которым пользовалась царская фельдъегерская служба. Говорят, что недавно ещё один местный любитель истории нашёл здесь старинную медную печать. Вероятно, её потерял кто-то из посыльных лет 200–250 тому назад.
Николай Степаненко рассказывает, как в каменных жерновах мололи зерно, показывает тачанку, которую смастерил его дед, и угольный утюг, справиться с которым современные хозяйки точно не смогут. А также демонстрирует свой самый любимый экспонат — кувшин, который кто-то из селян нашёл закопанным у себя в огороде. По местному преданию, в нём хранились монеты. Правда, куда делся клад, история умалчивает — историк-энтузиаст привёз сосуд в музей уже пустым.
Здесь можно примерить настоящую кавалерийскую бурку времён Гражданской войны или пострелять из лука.
«Изучать историю родного края гораздо интереснее, если к экспонатам можно прикоснуться»,
— убеждён собеседник.
Николай Степаненко увлёкся историей в детстве, пятилетним мальчишкой купаясь в каменном корыте (сейчас оно находится в экспозиции музея), изначально предназначенном для того, чтобы поить скот на перегонах.
«С тех пор в поисках старинных вещей и устных преданий исходил родное село вдоль и поперёк. Да так разошёлся, что музей создал»,
— смеётся краевед-любитель.
Сколько экспонатов в фонде этого частного музея, и сам его создатель точно не знает. А в перерывах между хлопотами с пасекой (пчеловодство — основное занятие собеседника), он по мере сил и умения реставрирует предметы старины.
«Вот недавно с дочкиной помощью заказал через интернет настоящую скульптурную глину, чтобы восстановить кувшин. Я, правда, не знаю точно, откуда он и для чего использовался. Возможно, в нём хранили какие-то молочные продукты или вино»,
— рассказывает Николай Степаненко.
По словам собеседника, ему всегда было интересно узнать, как жили предки. Коллекцию он собирает по всему краю, но большинство экспонатов — из родного села.
«Вот эти жернова остались от водяной мельницы, которая когда-то располагалась на речке Чечере, в хуторе, которого уже нет. А вот в эти сани запрягали тройку и возили в них свадьбы, когда зимы в наших краях были снежными»,
— показывает краевед.
Некоторые из посетителей сами привозят сюда предметы быта, которые тоже становятся экспонатами. Среди них есть и совсем необычные, на первый взгляд, никак не связанные с историей. Например, стул настоящего великана — советского баскетболиста Увайса Ахтаева по прозвищу Вася Чечен. Спортсмен был известен огромным ростом (236 см).
«Хорошо бы соорудить навес. Хранить экспонаты под открытым небом долго нельзя. От этого они не становятся лучше»,
— размышляет Николай Иванович.
Ни одно празднование Дня села или Дня округа не обходится без участия Николая Степаненко и выставки его находок.