— Екатерина, что стало отправной точкой конкурса?
— Конкурс задумал наш земляк, известный писатель-фантаст Василий Звягинцев. В 1993 году его роман-дилогия «Одиссей покидает Итаку» получил сразу четыре литературные награды. Идея состояла в том, чтобы выявлять и поощрять талантливых школьников, которые писали сочинения на вольную «фантастическую» тему. И уже в 1994 году прошёл первый конкурс юных фантастов в «молодёжке», а Звягинцев возглавил жюри. С тех пор он проводится ежегодно. В этом году мы отмечаем 80-летний юбилей Василия Дмитриевича и 30-летие его «детища». С годами конкурс стал открытым, межрегиональным. Сегодня в нём участвуют фантасты 12–35 лет. И не только литераторы. В году призы также присуждаются в номинациях «Живописные произведения», «Декоративно-прикладное творчество», «Комиксы».
— Почему именно фантастика? У неё какой-то особый потенциал?
— Жанр очень популярен в молодёжной среде и не ограничивает свободу творчества, оставаясь самым передовым и увлекательным. На Ставрополье жили и творили замечательные писатели-фантасты Василий Звягинцев и Игорь Берег. Здесь побывали корифеи русской фантастики — Алексей Толстой и Михаил Булгаков. Тех, кто пишет в жанре фантастики и стиле фэнтези, в крае много. Об этом говорит число участников конкурса — более 100. За все годы существования в нём участвовали свыше 3 тыс. человек. И авторы через время возвращаются в литературу и журналистику, в качестве наставников новых участников конкурса, для которых он тоже не проходит бесследно.
— Справедливо ли сказать, что конкурс отражает состояние отечественной фантастической прозы?
— По крайней мере, он отражает ситуацию в региональном масштабе. В своё время жюри и основатели конкурса — Звягинцев и Берег обратили внимание, что из отечественной фантастики стали исчезать русские имена или названия представителей народов, географических точек. Но российские фантасты всегда писали о героях-россиянах. При этом параллели времени могли быть разными, сюжетные коллизии тоже, масштаб — вплоть до вселенского. Например, Звягинцев писал в жанре криптоистории [жанр, основанный на фантастическом допущении, что реальная история человечества отличалась от известной нам, но была забыта, скрыта или сфальсифицирована — Прим. ред.]. Это очень серьёзный жанр, который требует от автора глубоких знаний в гуманитарных, естественных и технических науках.
Современная фантастика — это возможность для читателя расширить горизонты и заглянуть в будущее, иногда через познание прошлого. Фантаст просто обязан идти нехожеными тропами. Многие авторы зачастую не готовы к такой работе над текстом и пока не выходят за границы развлекательного чтива. Появляются удачные пробы пера с психологическим уклоном, что тоже вполне объяснимо, учитывая интерес общества к области непознанных возможностей человеческого мозга и самосознания, к проблеме искусственного интеллекта.
— Кто входит в жюри нынешнего конкурса?
— Из числа писателей — я и Владимир Бутенко. И живописцы, дизайнеры, фотохудожники — Эллина Звягинцева (Ишкова), Василий Чуйков, Алексей Блужин и другие.
— Кто победитель?
— Из 11 финалистов-литераторов жюри выбрало трех победителей. Это Константин Турчанников, Олеся Пилипенко и Маргарита Часовская. Кроме того, диплома признания удостоена 12-летняя Мариам Петросян.
— Что впечатлило лично вас?
— Всегда впечатляет настоящая литература, уровень мастерства и проблески новых сюжетных поворотов. В этом году меня как поэта порадовало представленное на конкурс стихотворение. Как правило, к поэзии юные фантасты обращаются чрезвычайно редко, потому что написать удачное стихотворение на такую тему трудно. Ведь надо соблюсти все требования фантастического жанра и при этом суметь высказаться красиво, ярко, точно и в то же время — кратко, как того требует поэзия.
— Как, по-вашему, этот конкурс влияет на развитие литературы в России?
— Итоги конкурса определяют, в какую сторону уходим и куда следует приложить максимум усилий авторам, наставникам и тем, кто оценивает. Например, неплохо бы на российском уровне возродить научную фантастику как жанр художественной литературы. Или вспомнить о художественной составляющей научно-популярного жанра. Тем более, в Ставрополе жил и работал Сергей Бойко, автор многочисленных научно-популярных книг для детей и молодёжи. Фантастическая литература призвана в первую очередь просвещать юных. Когда я в детстве стала засыпать родителей, научных работников, неиссякаемыми «почему», они вовремя переключили меня на чтение научно-популярной, а затем и передовой научной литературы.
— Каковы перспективы победителей и участников конкурса?
— Мы отбираем наиболее талантливых участников конкурса, приглашаем в школу литературного мастерства, которой руководит Владимир Бутенко. Многие финалисты сегодня учатся в профильных вузах на филологов и журналистов. Некоторые получали стипендии Литфонда имени В. И. Слядневой или номинировались нашим писательским сообществом на молодёжные губернаторские стипендии. Есть возможность публиковаться в изданиях «Литературное Ставрополье», «Белая акация», журнале «Полдень.XXI век» (Санкт-Петербург) и других. К сожалению, с государственной поддержкой фантастики всегда были сложности. Чаще она касается автора или наставника, но не самого произведения. И повлиять на современный литературный процесс по части жанра фантастики — сегодня почти на грани фантастики.
— Каким вам видится будущее литературных конкурсов в крае и России?
— Для проведения литературных конкурсов соответствующего уровня нужны как минимум три составляющих — финансовая, информационная и организационная. А для жанра фантастики — ещё и научная. Поэтому, от конкурсов мы никогда не отказываемся — в любом формате. Но издавать лучшие произведения, да ещё иллюстрированные работами юных победителей арт-фестиваля фантастики — мечта, которая пока остаётся мечтой.