

Процесс распространения христианства византийского образца в X веке шёл и на Северном Кавказе. Ориентировочно с 916 по 925 годы состоялось крещение Алании, хотя есть свидетельства, что некоторые местные цари и их приближённые крестились ещё с VII века, но до первой четверти X века этот процесс не был массовым.
«На Руси шли аналогичные процессы. Есть свидетельства, что крещёными были уже киевские князья Аскольд и Дир. В X веке Византия являлась наиболее передовым и просвещённым государством, в отличие от королевств Западной Европы, и желание стать частью мира православной культуры было стимулом для аланских и русских правителей»,
— поясняет Дмитрий Пикалов.


Процесс принятия христианства ни в Алании, ни на Руси не был одномоментным. Язычество не сразу сдало позиции. На Руси археологи нередко находят медальоны-«змеевики» — подвесные амулеты, на лицевой стороне которых изображены христианские святые, на обороте — человеческие головы или фигуры, окаймлённые змеями.
«В зависимости от места, в котором находился человек с медальоном, он демонстрировал окружающим либо христианских святых, либо языческое божество, близкое по иконографике к античной Медузе Горгоне. Как говорится, и нашим и вашим»,
— пояснил культуролог.


По словам Дмитрия Пикалова, православие принесло письменность на Русь. Есть предположения, что какие-то формы письма, типа узелкового или упоминаемых в летописях «черт и рез» существовали и до Крещения Руси, но если они и были, то их распространение было очень ограниченным. А с появлением кириллицы пошёл процесс обмена и накопления знаний.
«К примеру, новгородские берестяные грамоты находят в большом числе, и это говорит о том, что писать и читать умело достаточно большое количество жителей Новгорода»,
— говорит спикер.
Есть мнение, что до принятия христианства люди не знали культуры. Культуролог приводит в пример академика Лихачева, который всерьёз заявлял, что до принятия христианства на Руси не было женских имён.
«К ним обращались: «Эй, ты, там, стоящая у плетня, иди сюда». Но это чистый бред, хоть и основанный на авторитете академика. Откуда тогда взялись многочисленные женские имена в «Повести временных лет»?»
— рассуждает эксперт.
Дмитрий Пикалов подчёркивает, что культура как феномен зарождается вместе с человеком. Уже неандертальцы имели вполне развитую материальную и духовную культуру, традиции и ритуалы, представления о потустороннем мире, так как они хоронили своих умерших.
«А что такое обряд погребения, как не проводы покойника в потусторонний мир? То есть все разговоры о том, что до принятия христианства не было культуры — очень далеки от истины»,
— комментирует культуролог.
С крещения в 988 году Русь входит в мир византийской культуры, которая в свою очередь является частью античного греко-римского наследия.
«Это позже станет краеугольным камнем нашего национального самосознания, заключённого в формуле «Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать»,
— подытожил Дмитрий Пикалов.