Реформа общественного транспорта на Ставрополье началась в прошлом году, когда министерство дорожного хозяйства края приняло решение о сокращении маршрутов и замене подвижного состава. На смену старым маршруткам пришли современные низкопольные автобусы, на которых с лёгкостью могут передвигаться люди с ограниченными возможностями здоровья.
С 2016 года Настя передвигается на инвалидном кресле, и все эти годы общественный транспорт для неё практически недоступен. Раньше проблема была в отсутствии оборудованных автобусов, сейчас — в человеческом факторе.
Наша транспортная проверка началась на конечной остановке 47 маршрута. Автобусы этого перевозчика оснащены по последнему слову — имеется просторный тамбур с сиденьями для инвалидов и их сопровождающих, поручни, кнопки вызова водителя, пандус. Заехать в 47 маршрутку Анастасия смогла не сразу — водитель немного растерялся, увидев маломобильного пассажира, и не смог быстро найти ключ от пандуса.
Следом решили проверить 46 маршрут. Первый автобус остановился, но инвалида-колясочника не взял — водитель не смог найти ключ от пандуса. В своё оправдание мужчина заявил, что работает на линии первый день. Дождались другой автобус — водитель сразу вышел и выставил перед Настей пандус, сделав это даже без помощи ключа. Замка на механизме, запирающем пандус, просто не было.
Доехав до центра, решили пересесть на самый проблемный, по словам Анастасии, 10 маршрут. На этой остановке мы простояли долго — два автобуса остановились, но никто не помог инвалиду зайти в транспорт. Кто-то говорил, что нет ключа от пандуса, кто-то всего лишь опустил к бордюру посадочную панель, в надежде на то, что инвалид-колясочник самостоятельно преодолеет порог между остановкой и автомобилем.
Остались ждать третью маршрутку. К этому времени, по внутренним коммуникациям, водителя уже должны были предупредить о необычном пассажире. Водитель третьего автобуса 10 маршрута наконец-то нашёл ключ от пандуса и смог помочь Анастасии заехать в транспорт.
За день с Настей смогли проверить три городских маршрута. Самым проблемным, и правда, оказался 10-й — его водители либо не обладают знаниями о работе с маломобильными пассажирами, либо же не могут найти ключи от пандуса. Хотя, по словам представителя перевозчика маршрута 10, ключи должны быть в каждом салоне авто.
Проблема незнания водителей легко решаема. Городские активисты и урбанисты готовы идти на контакт с перевозчиками и организовывать обучающие встречи с маломобильными пассажирами.
В министерстве дорожного хозяйства и транспорта подтвердили, что образовательных мероприятий с водителями не проводилось. Но заверили, что уже к началу учебного года этот вопрос будет решён.
Сегодня перевозки маломобильных граждан даются общественному транспорту Ставрополя нелегко. Если оборудованные автобусы постепенно появляются на дорогах, то культура общения и опыт взаимодействия с инвалидами придут к населению ещё нескоро. Часто можно встретить грубое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья или даже полный отказ от оказания услуги маломобильному человеку. Если вы стали свидетелями подобного нарушения, необходимо сообщить об этом в онлайн-сервис Роспотребнадзора.
Напомним, что министерством дорожного хозяйства и транспорта в период 2021–2022 годов в Ставрополе были проведены 6 конкурсов и 3 электронных аукциона на выполнение регулярных перевозок автомобильным транспортом. На сегодняшний день в Ставрополе всего 24 процента общественного транспорта оборудованы для перевозок маломобильных групп населения, это 155 машин из 647 городских автобусов.