сб, 11 май
05:59
Ставрополь
+6 °С, туман
Эксклюзивы

Водители низкопольных автобусов в Ставрополе не готовы к перевозке инвалидов

22 июля 2022, 15:26ОбществоФото: Водители низкопольных автобусов в Ставрополе не подготовлены к перевозке маломобильных пассажиров

Корреспонденты ИА «Победа26» совместно с урбанистом Андреем Черняковым и активисткой Анастасией Зярной провели эксперимент — прокатились по нескольким маршрутам, автобусы которых оснащены всем необходимым для перевозки инвалидов. Однако, как выяснилось, здесь далеко не всё так гладко.

Реформа общественного транспорта на Ставрополье началась в прошлом году, когда министерство дорожного хозяйства края приняло решение о сокращении маршрутов и замене подвижного состава. На смену старым маршруткам пришли современные низкопольные автобусы, на которых с лёгкостью могут передвигаться люди с ограниченными возможностями здоровья.

С 2016 года Настя передвигается на инвалидном кресле, и все эти годы общественный транспорт для неё практически недоступен. Раньше проблема была в отсутствии оборудованных автобусов, сейчас — в человеческом факторе.

«Многие водители либо не останавливаются, либо не достают пандус. Ну, забирайтесь как хотите, самостоятельно»,
рассказала Анастасия.

Наша транспортная проверка началась на конечной остановке 47 маршрута. Автобусы этого перевозчика оснащены по последнему слову — имеется просторный тамбур с сиденьями для инвалидов и их сопровождающих, поручни, кнопки вызова водителя, пандус. Заехать в 47 маршрутку Анастасия смогла не сразу — водитель немного растерялся, увидев маломобильного пассажира, и не смог быстро найти ключ от пандуса. 

Следом решили проверить 46 маршрут. Первый автобус остановился, но инвалида-колясочника не взял — водитель не смог найти ключ от пандуса. В своё оправдание мужчина заявил, что работает на линии первый день. Дождались другой автобус — водитель сразу вышел и выставил перед Настей пандус, сделав это даже без помощи ключа. Замка на механизме, запирающем пандус, просто не было.

Доехав до центра, решили пересесть на самый проблемный, по словам Анастасии, 10 маршрут. На этой остановке мы простояли долго — два автобуса остановились, но никто не помог инвалиду зайти в транспорт. Кто-то говорил, что нет ключа от пандуса, кто-то всего лишь опустил к бордюру посадочную панель, в надежде на то, что инвалид-колясочник самостоятельно преодолеет порог между остановкой и автомобилем. 

Остались ждать третью маршрутку. К этому времени, по внутренним коммуникациям, водителя уже должны были предупредить о необычном пассажире. Водитель третьего автобуса 10 маршрута наконец-то нашёл ключ от пандуса и смог помочь Анастасии заехать в транспорт.

За день с Настей смогли проверить три городских маршрута. Самым проблемным, и правда, оказался 10-й — его водители либо не обладают знаниями о работе с маломобильными пассажирами, либо же не могут найти ключи от пандуса. Хотя, по словам представителя перевозчика маршрута 10, ключи должны быть в каждом салоне авто. 

«Если честно, мы только начали работать, водители постоянно меняются. Но на прошлой встрече с журналистами, когда только привезли автобусы, наши водители смогли продемонстрировать работу пандусов. Я думал, ни у кого проблем не возникнет»,
рассказал представитель перевозчика 10 маршрута Владислав Сень.

Проблема незнания водителей легко решаема. Городские активисты и урбанисты готовы идти на контакт с перевозчиками и организовывать обучающие встречи с маломобильными пассажирами.

«Когда закупается низкопольная техника, а водитель не умеет пандус откинуть — это большие проблемы и вопросы к перевозчику. Нужно проводить обучающие мероприятия с привлечением инвалидов, чтобы не в теории объяснять, а на практике, как взаимодействовать с такими пассажирами»,
поделился идеей развития доступности общественного транспорта для инвалидов урбанист Андрей Черняков.
Андрей Черняков

В министерстве дорожного хозяйства и транспорта подтвердили, что образовательных мероприятий с водителями не проводилось. Но заверили, что уже к началу учебного года этот вопрос будет решён.

«Ранее мы мало придавали этому значение, сейчас постепенно, уже 155 автобусов работают. Но теперь необходимо работать и с водителями, и в этом заключается наша дальнейшая работа. Мы планируем провести большое совещание с перевозчиками в конце августа, и данный вопрос будет одним из первых, которые надо будет рассмотреть»,
пообещал заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Борис Борисов.
Замминистра дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья Борис Борисов
Фото: Дмитрий Ахмадуллин

Сегодня перевозки маломобильных граждан даются общественному транспорту Ставрополя нелегко. Если оборудованные автобусы постепенно появляются на дорогах, то культура общения и опыт взаимодействия с инвалидами придут к населению ещё нескоро. Часто можно встретить грубое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья или даже полный отказ от оказания услуги маломобильному человеку. Если вы стали свидетелями подобного нарушения, необходимо сообщить об этом в онлайн-сервис Роспотребнадзора.

Напомним, что министерством дорожного хозяйства и транспорта в период 2021–2022 годов в Ставрополе были проведены 6 конкурсов и 3 электронных аукциона на выполнение регулярных перевозок автомобильным транспортом. На сегодняшний день в Ставрополе всего 24 процента общественного транспорта оборудованы для перевозок маломобильных групп населения, это 155 машин из 647 городских автобусов.

Авторы:Алина Холод