В случае, если новые поправки к Правилам дорожного движения будут приняты, любителей передвигаться на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности ожидает ряд серьёзных ограничений. Для этого, в первую очередь, в Минтрансе России планируют чётко разграничить определения СИМ, велосипедов и мопедов. За этим последует полный запрет на перевозку на средствах индивидуальной мобильности пассажиров — передвигаться на СИМ можно будет только в одиночку, вне зависимости от строения транспорта.
В министерстве также подумали о безопасности пешеходов: приближаясь к ним, самокатчики должны будут сбросить скорость до 10 км/ч. Жёстко регулировать намерены и движение на СИМ в арках, на углах зданий — словом, в местах, где пешеход может появиться на дороге внезапно. А вот требовать пропустить самокат, в том числе используя для этого звуковые сигналы, новые правила запретят.
Кроме того, в случае, если самокатчики окажутся приравнены к водителям транспортных средств, они должны будут останавливаться по требованию автоинспекторов и при необходимости проходить проверку на состояние опьянения. Об этом пишет «Коммерсантъ», приводя данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД: «…только за девять месяцев 2024 года в России произошло 3,89 тыс. ДТП с участием СИМ — на 47,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года».
Жители Ставрополя уже оценили предложенные поправки. Ожидаемо, что у инициативы министерства сторонники нашлись в первую очередь среди пешеходов.
«Нужно ужесточать правила, потому что они могут сбивать пешеходов: могут ударить, сбить взрослого человека, ну, а ребёнка — тем более»,
— считает ставропольский пенсионер Александр Куроднев.
Оценили идею и сами сторонники двухколёсного транспорта. Молодые люди, активно пользующиеся электросамокатами, считают правильным шагом решение об ограничении скорости на тротуарах, возможность проверки на состояние алкогольного опьянения и даже предложенную систему штрафов.
«Думаю, ограничение скорости — самое полезное. А вот почему запретили сигналить прохожим, чтобы уступили дорогу, не знаю»,
— рассуждает студент Илья Тертышников.
Поправки от Минтранса РФ — не единственные новшества, ожидающие самокатчиков. Так, по информации того же «Коммерсанта», ко второму чтению готовятся поправки в КоАП РФ от сенаторов Андрея Клишаса, Артёма Шейкина, Ирины Рукавишниковой и Владимира Полетаева. Они предполагают штрафы для водителей СИМ: за поездки вдвоём могут взыскать до 3 тыс. рублей, создание помех пешеходам может обойтись в 2,5 тыс. рублей, а пьяная езда — в 30 тыс. рублей.
В свою очередь, МВД РФ разрабатывает проект документации, которая обяжет владельцев СИМ регистрировать свои транспортные средства и получать на них номера.
Впрочем, последняя инициатива пока не нашла особой поддержки в кругах законодателей. Так, первый зампред комитета Совфеда РФ по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин, по данным ТАСС, назвал идею преждевременной. Он считает, что усилия нужно направить в первую очередь на подготовку будущих участников дорожного движения — например, усилить работу в школах по безопасному использованию СИМ и основам дорожного движения.
Напомним, что с марта 2023 года в силу вступили первые законодательные поправки, касающиеся СИМ. В них прописано, что скорость движения не должна превышать 25 км/ч, а по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам можно ездить на электросамокатах не тяжелее 35 кг. Кроме того, выезжать на проезжую часть можно только на тех СИМ, где установлены тормозная система и фары. Запрещено двигаться по дорогам, где максимальная допустимая скорость превышает 60 км/ч. Лицам до 14 лет выезд на любую проезжую часть запрещён.
Впрочем, уже существующие ограничения не слишком отразились на любви ставропольцев к средствам индивидуальной мобильности — только за три месяца 2025 года краевой центр вошёл в тройку лидеров среди городов России по передвижению на электросамокатах. В сумме это более 150 тыс. поездок на 350 тыс. км. Отразятся ли на подобной статистике новые поправки в ПДД — покажет время.