сб, 27 апр.
06:18
Ставрополь
+9 °С, ясно
Эксклюзивы

«С останками работать — не гербарий собирать»: как остановить чёрных копателей на Ставрополье

29 ноября 2022, 14:05СтатьиФото: ИА «Победа26»

Дума Ставропольского края ужесточила ответственность для чёрных копателей. Теперь нелегальным охотникам за древними артефактами и раритетами времён ВОВ грозят солидные штрафы. Корреспондент «Победы26» выяснил, какой вред наносят эти люди и как новый закон защитит культурное наследие края.

Без открытого листа, но с металлоискателем

По словам старшего научного сотрудника НИИ «Севкавархеология» Владимира Руденко, чёрные копатели — люди, которые целенаправленно собирают материал с археологических объектов без открытого листа. Так называют специальное разрешение, которое региональный минкульт выдаёт профессиональным археологам. При этом они должны предоставить научное обоснование проведения полевых работ.

«Этот документ позволяет работать на территории памятников археологии. По итогам работы исследователи составляют научный отчёт, а найденные предметы передают в фонды государственных музеев. Потом учёные могут приехать в государственный музей, взять материал и поработать с ним»,
поясняет собеседник информагентства.
Владимир Руденко на раскопках в Ставрополе
Фото: ИА «Победа26»

Владимир Руденко утверждает, что количество чёрных копателей значительно выросло за последние годы. Этому способствовало развитие технологий и в первую очередь появление доступных по цене металлоискателей. По словам эксперта, любители, как правило, не преследуют научный целей, а стремятся нажиться на редких находках.

«Чёрные археологи продают свои находки в интернете. Эти материалы уходят на рынок, в частные коллекции и оказываются потерянными для науки»,
добавляет старший научный сотрудник НИИ «Севкавархеология».

Эксперт поясняет, что чёрные копатели зачастую используют топорные методы в своей работе. По словам собеседника информагентства, некоторые археологические объекты оказываются частично или полностью разрушенными после таких «исследователей».

«Они не имеют необходимой подготовки и не обладают достаточными знаниями, поэтому действуют очень неаккуратно. Нужно оградить памятники от варварского отношения, которое приводит к уничтожению объектов»,
возмущается Владимир Руденко.
Нередко чёрные копатели грабят курганы
Фото: ИА «Победа26»

В пример собеседник информагентства приводит федеральный памятник Маджары в Будённовске. Ещё 15–20 лет назад там можно было легко найти древние монеты времён Золотой Орды. Чёрные копатели полностью разорили объект, и теперь он не представляет никакой ценности для учёных.

«Мы с чёрными копателями сталкиваемся постоянно — приезжаем на памятник и видим следы их деятельности. Курганы и раньше грабили и разрушали, но с развитием техники это приобрело массовый характер»,
с сожалением отмечает эксперт.

Покушались на останки древнего слона

С последствиями работы чёрных копателей сталкивалась и заведующая отделом природы Ставропольского государственного музея-заповедника Вера Данилевич. По её словам, их действия препятствуют работе учёных.

«Приведу пример. Чёрные копатели находят керамические изделия, а потом отмывают их. А на этих изделиях есть семена и пыльца, по которым можно определить, какие растения росли в тот период в том месте. Но мы уже не можем сделать этого, потому что они всё отмыли. И так мы теряем научные данные»,
поясняет собеседница информагентства.

Сотрудники музея столкнулись с чёрными археологами при раскопках древнего слона. Специалистам пришлось защищать от них свои находки.

«Я лично номера на всех косточках ставила, чтобы показать, что это музейный объект. Некоторые не понимают, что культурные пласты идут послойно — один, второй, третий. А дилетанты когда начинают копать, перепутают всё, и потом невозможно ничего определить учёным. Для науки это пропавший материал»,
отмечает эксперт.

 «Самолюбование, а не поисковая работа»

От чёрных копателей страдают не только археологические объекты, но и места захоронения участников Великой Отечественной войны. Председатель совета регионального отделения «Поискового движения России» Григорий Касмынин рассказывает, что некоторые устраивают раскопки только ради наживы и самопиара. Они находят останки и бросают их, оставляя себе только военные раритеты.

«Эти любители просто бегают по полю, как будто гербарий собирают, а в итоге бросают останки. При настоящей поисковой работе сначала изучаются архивы, чтобы люди понимали, куда именно едут. Мы не просто ищем останки людей, наша задача — устанавливать имена, историю и искать родственников погибших»,
добавляет собеседник информагентства.

Григорий Касмынин отмечает, что профессиональные поисковики сотрудничают со Следственным комитетом и спецслужбами. Найденные останки погибших в годы Великой Отечественной войны передают на экспертизу в МВД и СК. Сотрудники ведомств проводят ряд экспертиз, в том числе тесты ДНК, устанавливая личности людей. После специалисты начинают искать родственников бойцов.

«Мы увековечиваем бойцов, а не самих себя. Некоторые ребята ищут останки, чтобы постоять с ними и сфотографироваться — это не поисковая работа, а самолюбование. Наша же задача — предпринять всё, чтобы вернуть семьям останки бойцов и увековечить память о них»,
подчёркивает председатель Совета регионального отделения «Поискового движения России».

Только за этот год поисковики увековечили память десятков бойцов, погибших на Ставрополье во время Великой Отечественной войны. В пятницу, 2 декабря, в селе Прасковея захоронят останки семерых красноармейцев, имена которых удалось установить.

«А 9 декабря, в День Героев Отечества, мы будем хоронить 15 человек в селе Степном. Останки ещё одного бойца мы передадим родственникам, которые приедут из Краснодарского края. Мы установили имя погибшего по медали, после чего нашли его родных»,
поясняет собеседник информагентства.

Испугаются штрафов?

На очередном заседании краевой думы 29 ноября депутаты приняли закон об ужесточении ответственности для чёрных копателей. Теперь за незаконную поисковую работу на Ставрополье обычным гражданам грозит штраф от 3 до 5 тыс. рублей, юридическим лицам — от 20 до 50 тыс. рублей.

Заседание комитета краевой думы по казачеству, безопасности, межпарламентским связям и общественным объединениям
Фото: дума СК

Как отмечает глава комитета региональной думы по казачеству, безопасности, межпарламентским связям и общественным объединениям Юрий Гонтарь, закон прежде всего позволит защитить захоронения непогребённых солдат от охотников за раритетами. По словам парламентария, зачастую после действий таких «исследователей» останки участников Великой Отечественной войны невозможно идентифицировать.

Руководитель парламентского комитета считает, что в данном случае ужесточение наказания было необходимо, поскольку речь идёт о воинах, которые погибли, защищая Родину. По словам Юрия Гонтаря, новый закон поможет сохранить память об участниках войны.

Директор Ставропольского государственного музея-заповедника Николай Охонько пояснил, что после вступления закона в силу все легальные поисковые отряды будут зарегистрированы, а их члены перед раскопками будут проходить обучение.

Раскопки древнего кургана на Ставрополье
Фото: Владимир Руденко / Из личного архива /

По словам Николая Охонько, после обучения поисковики смогут правильно делать раскопы и доставать артефакты. Он заверил, что Ставропольский государственный музей-заповедник готов консультировать участников поискового движения. 

Ставропольский государственный музей-заповедник готов консультировать поисковиков
Фото: Владимир Руденко / Из личного архива /
Авторы:Александр Григоров