По данным российского уполномоченного по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой, число попыток суицида среди несовершеннолетних в России за последние три года увеличилось почти на 13% — с 3253 до 3675, а число повторных попыток на 92,5% — с 188 до 362. Довели задуманное до конца в 2021 году 753 ребёнка.
В Ставропольском крае по этому показателю следующая статистика: в 2022 году в результате суицида погибло 11 детей, в 2021 году — 18. Возраст ребят, которые совершили самоубийство, — от 11 до 17 лет.
Как рассказала корреспонденту «Победы26» детский омбудсмен в Ставропольском крае Светлана Адаменко, большая часть погибших детей воспитывалась в неполных семьях.
«Некоторые совершившие самоубийства дети и подростки имели в анамнезе психические нарушения и состояли на учёте у психиатров»,
— сообщила Адаменко.
Суицидальные мысли часто приходят к детям, которые становятся жертвами насилия со стороны взрослых, несовершеннолетним с низким уровнем адаптации, интересов, а также эмоционально неустойчивым ребятам.
«Очень часто решаются на суицид подростки, которые, столкнувшись с проблемой, ищут возможность высказаться, но не находят подходящего человека, готового их выслушать»,
— рассказала собеседница.
При этом дети не всегда могут обратиться к взрослым: классному руководителю, школьному психологу, на телефон доверия. Дети боятся стать жертвой насмешек в свой адрес со стороны сверстников.
Как сообщили «Победе26» в региональном управлении следственного комитета, в 2020 году по факту суицидов возбудили 10 уголовных дел, в 2021 году — 13, в 2022 году — 11.
При этом для установления причин суицидального поведения подростков практически в каждом случае возбуждается уголовное дело. Однако случаев доведения до самоубийства на территории Ставропольского края не выявлялось.
«Факты доведения несовершеннолетних до самоубийства пока не выявлялись, однако принятию таких процессуальных решений предшествует огромный объём следственных действий: допросов учителей и одноклассников детей, комплексных судебно-криминалистических экспертиз, исследований»,
— рассказали в следственном комитете Ставрополья.
Правоохранители говорят, что практика показывает: подростки могут совершать демонстративные суициды, в отдельных случаях желая прославиться в социальных сетях, стремясь доказать что-то обществу и противопоставить себя ему.
Факторов, которые влияют на желание детей уйти из жизни, множество, рассказывает уполномоченная по правам ребёнка Светлана Адаменко. Среди них — индивидуальные психологические особенности несовершеннолетних, конфликты в семье, боязнь насилия со стороны взрослых, бестактное поведение со стороны учителей и сверстников, буллинг, повышенная тревожность из-за учёбы.
«Познавательная активность детей в интернете очень высока, но в социальных сетях они нередко сталкиваются с деструктивным контентом»,
— сообщила эксперт.
С сайтами, пропагандирующими деструктивное поведение, специалисты стараются бороться. Так, федеральным законом в Сети запрещено распространение призывов к самоубийству. Не так давно правоохранители усилили в отношении организаторов групп в интернете ответственность, в том числе и уголовную, за доведение до самоубийства.
«Тем не менее ежегодно прокуратурой края выявляются видеоролики и интернет-сайты, пропагандирующие добровольную гибель подростков, Такие сайты, конечно же, блокируются. Однако очень многое в этой связи зависит от родительского контроля за поведением детей в социальных сетях»,
— добавила Светлана Адаменко.
Профилактическая работа по предотвращению суицидов на Ставрополье ведётся не только правоохранительными органами и надзорными ведомствами.
В школах проводят семинары, мероприятия, направленные на формирование позитивного мышления, на занятость подростков, рассказала Адаменко.
«В то же время катастрофически не хватает специалистов, которые умеют своевременно распознать риски для подростков, распознать их тревожное эмоциональное состояние»,
— посетовала собеседница информагентства.
Школьным психологам зачастую не хватает компетенций для предотвращения детских самоубийств. По мнению Адаменко, многие специалисты не владеют навыками работы с детьми в критических ситуациях. В целом же на Ставрополье наблюдается дефицит школьных психологов.
«К примеру, в 638 школах края работает 450 психологов. В некоторых школах по совместительству этот функционал выполняют учителя-предметники»,
— заключила эксперт.
Как рассказала ставропольский психолог Юлия Волкова, распознать признаки суицидального поведения довольно сложно. Между тем есть настораживающие поведенческие сигналы. Среди них — постоянная скука и усталость, нарушения сна и аппетита, беспокойство, тревожность, печальное настроение, уныние, потеря интереса к прежним увлечениям, разговоры о самоубийстве, интерес к материалам о способах суицида.
«У человека может появиться ранее несвойственная ему неряшливость, запущенность. Одним из красноречивых признаков является и то, что человек, находившийся в длительной депрессии, вдруг внезапно становится активным и просветлённым. Нередко это указывает на то, что он нашёл для себя «выход» из проблемы»,
— отметила психолог.
Эксперт добавила, что депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения. Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки — слезливыми, подавленными.
Одержимость этой идеей проявляется и стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. У детей и подростков формируется эмоциональная отчуждённость от родственников, друзей, но при этом формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным.
«Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью. Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду»,
— утверждает Волкова.
Вялотекущая депрессия у человека — одна из главных причин самоубийства, утверждает психолог Марина Грицай. При этом стереотипы, что человек с суицидальными мыслями носит только чёрную одежду, слушает определённую музыку, в данном случае не работают.
Если возникают суицидальные мысли, необходимо как можно скорее обратиться к специалисту. Самостоятельно бороться с таким состоянием не рекомендуется, однако всё же есть способы, как на время перестать думать о самоубийстве. К примеру, необходимо переключить внимание с мыслей на ощущения, сосредоточиться на своих чувствах.
«Можно применить дыхательные техники. Позволить своим чувствам быть. Подавление или отрицание приходящих эмоций может привести к их накоплению, и позже с ними будет ещё труднее справиться»,
— рассказала Юлия Волкова.
Специалист советует вести дневник. Эта работа поможет увидеть, как изменяется настроение в течение дня, понять причины суицидальных переживаний.
Зачастую депрессия и суицидальные мысли связаны с негативными убеждениями о себе и отношении окружающих. Важно работать с мышлением, отвечать на вопросы: «Каким я себя считаю?», «Каким я хочу быть?», «Что мешает мне быть таким?». В таком случае можно получить реальное представление о ситуации.
Многие родители, по мнению психолога Юлии Волковой, выполняют лишь функцию «накормить, одеть, дать образование, научить подчиняться правилам». При этом они забывают о самом главном — научить быть счастливым.
«А как воспитать счастливого человека, когда сам незнаком с этим состоянием? Вот и приходят на консультации 40-летние взрослые с запросами «я не знаю, чего хочу», «я живу не свою жизнь», «не вижу цели в жизни», «чувствую себя одиноким», «не люблю своего ребёнка»,
— добавила собеседница издания.
Примечательно, что подростки обращаются с похожими запросами — отсутствием желаний, целей, взаимопонимания с родителями, с чувством собственной незначимости.
Психолог уверена: профилактика суицида основана на устранении факторов риска. Важную роль в этом играют благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Взрослым нужно проявлять интерес к увлечениям ребёнка, но при этом избегать жёсткого контроля, направлять ребёнка, но не навязывать ему те или иные решения. Дети должны иметь возможность ошибаться, главное, чтобы рядом в этот момент был взрослый. Кроме того, ребёнка нужно обучить способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам. Но для начала хорошо бы самим взрослым овладеть этими навыками.