В батутный парк Невинномысска съехались особенные гости: «солнечные» дети (с синдромом Дауна), «дети-ангелы» (как правило, с ДЦП) и с другими ограничениями здоровья. В обществе их чаще называют более сухо и официально: дети-инвалиды или с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Сотрудники благотворительного фонда «Первое благотворительное общество» устраивают для детей выездные мероприятия, помогают получить специализированное оборудование, проводят мастер-классы, ярмарки, на которых продают изготовленные инвалидами поделки, и празднуют дни рождения ребят. Корреспонденту «Победы26» исполнительный директор благотворительного фонда Наталья Бабичева рассказала, что вся работа ведётся на добровольческих началах. Никто зарплату за это не получает.
«Всего у нас 315 подопечных, есть не только из нашего города, но и из села Ивановского, например. Мы ведём всю статистику, по необходимым препаратам связь держим с врачами»,
— рассказала Наталья Бабичева.
Анна Речкина — мама 10-летних двойняшек: стеснительного, улыбчивого Андрея и бойкой, с характером, Насти. У обоих детей ДЦП — детский церебральный паралич. У Насти более лёгкая форма — девочка может самостоятельно передвигаться. Андрей — инвалид 3 группы.
ДЦП у Насти и Андрея начали подозревать с трёхмесячного возраста. К году диагноз поставили официально. Родители двойняшек работают, поэтому днём за детьми присматривает бабушка.
«Два раза в год мы бесплатно бываем на реабилитации в Москве. Для этого обращаемся в региональный минздрав, там нам дают все необходимые документы»,
— поделилась мама двойняшек.
Большую помощь семья Анны получает от городского благотворительного общества. К примеру, волонтёры помогли им найти лекарство, снижающее патологический тонус мышц — препарат требовался Андрею, и в аптеках его не было.
Андрей и Настя на домашнем обучении. Небольшой опыт посещения школы вместе со здоровыми детьми оказался неудачным.
В свободное от учёбы время Настя танцует — в городе есть хореографический коллектив для особенных детей.
Ещё в роддоме маме Димы, Надежде Романовой, сообщили, что у ребёнка серьёзные проблемы с кишечником, спайки и как осложнение — падающее зрение. Питаться, как обычные дети, ребёнок начал лишь в три месяца. В младенчестве Дима перенёс пять операций, заметно заикается. Сейчас ему девять лет, внешне — абсолютно здоровый мальчишка. Ходит в школу, занимается музыкой, вступил в школьное движение «Орлята».
Привычные детворе бургеры, жареная картошка и шоколад ему недоступны. Малейшее отклонение в диете — и у мальчика температура, рвота и диарея. Но мама нашла, как побаловать сына: она сама готовит все недоступные блюда из разрешённых ингредиентов.
«Заниматься нужно детьми, и вытянуть можно любого, с любым диагнозом»,
— уверена Надежда.
Поначалу Надежде и Диме помогали специалисты отдела соцзащиты Невинномысска. С мальчиком занимался логопед и психолог. Сейчас ребёнок участвует в театральных постановках.
Озорная девчонка с косичками сама начала позировать, едва заметила камеру. Анна Парахина, мама восьмилетней Кати, рассказала, что у девочки задержка развития, поведенческая гиперактивность, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Собеседница поделилась, что инвалидность дочери дали в связи с эпилепсией, которая и вызвала расстройство психики. Сегодня девочка под наблюдением эпилептолога и психиатра. Два раза в год пациентка проходит бесплатное лечение в краевой больнице. При этом ребёнок успевает заниматься танцами и рисованием.
Участие особенных детей в творческих мероприятиях — не редкость для Ставрополья. Например, ранее на сцене молодёжного центра «Пионер» дети с не самыми простыми диагнозами сыграли в рождественском спектакле.
Учится Катя в коррекционном классе общеобразовательной школы. Мама с гордостью и беспокойством говорит, что пока дочь отличница. Но впереди старшие классы, и тогда гиперактивность может сильно помешать успеваемости.
«Она может сидеть, писать, потом резко что-то придумала — встала и пошла. Или отвернуться и смотреть в окно на воробьёв. Не из вредности — это неконтролируемо»,
— пожимает плечами Анна.
С недавних пор девочку начали приучать к самостоятельности. После уроков Катя сама идёт домой и несколько часов проводит в квартире одна, так как мама на работе. Девочка способна сама себя обслужить, хотя в роддоме маме давали самые плохие прогнозы.
«Говорили — она в принципе не сможет ходить, она «овощ». Оставляйте её»,
— вспоминает собеседница.
Сегодня детям-инвалидам доступно множество ресурсов и программ, которые помогают им развиваться. На Ставрополье для семей с детьми-инвалидами действуют меры социальной поддержки. Краевые власти стремятся создать условия для равного доступа детей-инвалидов к услугам, предоставляемым государством. Кроме того, семьям с детьми-инвалидами помогают финансово в приобретении специального оборудования и услуг. Региональный минздрав предоставляет бесплатные путёвки в санатории и реабилитационные центры, обеспечивает бесплатный проезд в обе стороны. Семьям с детьми-инвалидами компенсируют расходы на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
С полным перечнем льгот и услуг, доступных семьям, в которых воспитывается ребёнок-инвалид, можно ознакомиться на портале госуслуг или обратиться в территориальный орган соцзащиты. Напомним, социальные выплаты на Ставрополье с 1 февраля проиндексировали на 11,9%.