чт, 02 май
23:18
Ставрополь
+14 °С, ясно
Эксклюзивы

Воздух чище, люди здоровее: зачем Ставрополю становиться велосипедной столицей Юга России

6 мая 2023, 14:40СтатьиФото: ИА «Победа26»

У велодвижения в Ставрополе хватает поклонников, но недостаточная инфраструктура сдерживает его развитие. Как превратить город в столицу Юга России и зачем это нужно, обсуждали на круглом столе. Корреспондент «Победы26» выслушал участников дискуссии.

Сплошные плюсы?

Инициатором обсуждения стал зампред гордумы краевой столицы Александр Куриленко. Он уверен, что развитие велосипедной инфраструктуры положительно влияет сразу на несколько сфер жизни города и его жителей. Так, международные исследования показывают, что это помогает снизить загруженность на дорогах, потому что люди чаще начинают пользоваться этим видом транспорта, а не личными автомобилями. Чище становится и воздух в населённом пункте, что положительно сказывается на здоровье населения.

«Развитая велоинфраструктура способствует и развитию торговли. Так, в местах, где есть велодорожки, кафе и рестораны увеличивают свою прибыль в среднем на 30%. Появляются и дополнительные вакансии курьеров: многие из них используют велосипеды и самокаты для работы», 

— обрисовал депутат преимущества пользования велотранспортом. 

В Ставрополе вновь обсуждали вопросы велоинфраструктуры
Фото: ИА «Победа26»

Куриленко также привёл данные социальных опросов. Оказывается, 70% россиян хотят, чтобы у них в городах было больше велодорожек. При этом 60,1% опрошенных уверены, что в этом случае станут чаще пользоваться велосипедами, а 50% респондентов готовы это делать регулярно, вне зависимости от времени года.

Взять пример с Татарстана

В качестве особого гостя на круглом столе в формате видеоконференции выступил заместитель главы Альметьевского района Татарстана Марат Гирфанов. Он рассказал, как в Альметьевске — небольшом городе с населением в 174 тыс. человек — удалось создать цельную замкнутую систему велодорожек общей протяжённостью в 150 км и охватить ею весь город. Это второй показатель в России по протяжённости трасс для велосипедов, больше только в Москве — 250 км.

Грифанов рассказал, что разработкой плана по строительству велодорожек для города занималась европейская фирма.

Реализация задумки заняла несколько лет. В ходе работ, по словам спикера, инициаторы поначалу столкнулись с недовольством населения, потому что строительство создало некоторые неудобства горожанам. Но когда проект был закончен, люди своё мнение поменяли и стали намного чаще пользоваться велосипедами.

Представитель Татарстана поделился опытом обустройства велодорожек
Фото: ИА «Победа26»

Чтобы проект был успешным, необходимо соблюсти несколько условий, уточнил Грифанов. Во-первых, нужно представить велодорожную сеть в виде единой структуры и проектировать её в закольцованном виде. Кроме того, требуется создать правильную инфраструктуру, в частности, продумать установку знаков и велодорожных переездов.

Разорванная сеть

Заместитель руководителя комитета городского хозяйства администрации краевой столицы Максим Хусаинов рассказал, что за пять лет в городе построено 11 велосипедных дорожек общей протяжённостью 17,5 км. В этом году ещё 3,5 км появятся на улице Индустриальной от Ленина до 1-й Промышленной, на 1-й Промышленной от проспекта Кулакова до Индустриальной и на улице Серафимовской.

Представитель муниципальных властей отметил, что в проектах всех новых дорожных объектов города обязательно учитывают обустройство велодорожек. В пример он привёл улицы Беличенко, Летнюю, Историческую, Бударскую, Рогожникова, Ландшафтную и другие. Общая протяжённость запланированных на них велодорожек составляет 7,9 км.

А вот велосипедисты указали на ряд недоработок администрации в развитии велоинфраструктуры. Они обратили внимание на то, что у мэрии нет единого плана по объединению дорожек для велосипедов в единую сеть. Также они отметили, что в Ставрополе давно прекратилась работа по созданию велопарковок, в том числе возле школ, нет велопереездов через проезжую часть и соответствующей разметки, недостаёт соответствующих дорожных знаков и оповещений. Они усомнились в целесообразности создания велодорожек на новых небольших улицах города, где низкий велосипедный трафик. А вот «велосипедной артерии», проходящей через весь город, очень не хватает, считают выступающие.

Представители велосообщества рассказали, чего они ждут от городских властей
Фото: ИА «Победа26»

Велосипедисты обратили внимание и на то, что отсутствие нормальных велодорожек по всему городу и особенно в местах массового отдыха нередко приводит к столкновениям пешеходов и велосипедистов, особенно летом. Директор спортклуба «Велоконтинент» Евгений Гурин назвал два самых проблемных места — это парк Победы и Тропа здоровья. Он также предложил переформатировать часть проезжей части на проспекте Юности для движения велосипедистов.

По мнению президента ассоциации велосипедного спорта города Ставрополя Сергея Александрова, городу не хватает ещё и станций техобслуживания для велосипедов. Их можно установить вдоль велодорожек.

Для удобства велосипедистов все инструменты для ремонта следует прикрепить антивандальными цепями, рядом поставить лавочки и установить автоматы с едой и напитками. Александров полагает, что более развитая сеть поможет разработать интересные велосипедные маршруты, которыми можно будет пользоваться с помощью приложение «Яндекса», к примеру. Он также поделился идеей создания велодорожек вокруг Комсомольского пруда и от улицы Доваторцев вдоль Лермонтова, где не такой плотный автомобильный трафик. Это поможет связать несколько районов города и создать велосипедную артерию.

«Хочу отметить, что очень мало велодорожек в северо-западном районе, основное обустройство идёт в центре и в юго-западном районе Ставрополя. Просим это исправить»,

— сказал Александров.

Некоторые из выступающих обратили внимание, что все эти факторы в совокупности указывают на то, что в краевой столице до сих пор велосипедистов воспринимают как нечто вторичное. При этом в Ставрополе ежегодно продаётся порядка 3,6 тыс. велосипедов.

Транзитом через парк?

Бурное обсуждение у собравшихся вызвала ситуация с парком Победы. Алан Мисиков, представляющий и парк, и велодвижение в Ставрополе, сообщил, что в планах руководства строительство круговой велосипедной дорожки вокруг парка. От этого объездного кольца будут отходить велодорожки в разные части города.

Но велосипедисты с этим не согласились. По их мнению, намного удобнее будет, если парк станет транзитным пунктом, через который можно быстро попасть из юго-западного района в северо-западный и обратно. Это можно сделать, либо специально оборудовав отдельные проезды для велосипедистов, либо введя ограничение на передвижение в определённые часы, чтобы пешеходы и велосипедисты друг другу не мешали.

Мисиков заверил, что центральная аллея парка точно будет закрыта для движения велосипедов. Он пояснил, что сам много лет пользуется этим видом транспорта, но на личном опыте убедился, что на этом участке невозможно избежать столкновений, в особенности с детьми. А вот передвигаться по Аллее здоровья можно будет. Также он рассказал, что мае этого года на въезде в парк со стороны площади 200-летия положат асфальт и нанесут новую разметку.

По итогам круглого стола участники решили направить в горадминистрацию рекомендации. Которые содержат, в частности, предложения предусмотреть на 2024 год дополнительные средства в бюджете на работы по расширению сети велосипедных дорожек в Ставрополе, организовать работу по комплексному планированию и спроектировать инфраструктуру с учётом приоритета пешеходной и велоинфраструктуры города. 

Мэрии также посоветуют разработать веломаршрут, соединяющий густонаселённые районы с точками притяжения в центре города, провести ревизию пересечения велодорожек с автомобильными дорогами на улицах Ленина, 50 лет ВЛКСМ, 45-я параллель, Тухачевского, Российском проспекте, установить дорожные знаки, регламентирующие очерёдность проезда. Кроме того, необходимо провести ревизию состояния бордюров, прилегающих к велодорожкам, считают участники круглого стола.

Помимо прочего, в документ решили включить предложение по созданию «зелёного маршрута» для связи между собой двух парков и достопримечательностей города. Это позволит усилить рекреационный и туристический потенциал Ставрополя. От властей ждут также обустройства велопарковок, в том числе возле общеобразовательных учреждений.