пн, 25 нояб.
10:38
Ставрополь
-1 °С, облачно
Эксклюзивы

Проездной, «выделенки» и новые машины: что ждёт систему общественного транспорта в Ставрополе

29 июня 2023, 07:21СтатьиФото: Сергей Лычак / ИА «Победа26»

Модернизация системы общественного транспорта в Ставрополе продолжается. Один из этапов — обновление подвижного состава. Для города купят 45 новых троллейбусов. Как это изменит ситуацию и что ещё делается для того, чтобы поездки по городу стали комфортнее, узнала «Победа26».

«Нужно в два раза больше»

В своём ежегодном послании глава Ставрополья Владимир Владимиров сообщил, что для краевой столицы закупят 45 новых троллейбусов. Это нужно как для замены старых единиц транспорта, так и для расширения маршрутной сети. Изначально троллейбусы хотели приобрести в 2024 году, но сейчас рассматриваются возможности переноса закупки на нынешний год.

Урбанист Андрей Черняков считает, что новых троллейбусов не хватит, чтобы покрыть все потребности города.

«У нас в автопарке чуть больше 50 троллейбусов, но даже из них не все выходят на линии. При этом часть нужно будет вскоре заменить из-за истечения срока эксплуатации: машинам по 12–13 лет, а рассчитаны они на 15. Таким образом, чтобы не только обновить существующий парк, но и расширить транспортную сеть — закупить нужно в два раза больше»,

— считает эксперт.

Урбанист Андрей Черняков
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

В министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья отметили, что предстоящая закупка транспорта — лишь часть плановых работ, которые ведут в соответствии с разработанной программой модернизации системы общественного транспорта.

Ставропольский троллейбус
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»
«В любом случае ожидается рекордное обновление подвижного состава общественного транспорта, которое будет продолжаться в плановом порядке»,

— заявили в министерстве.

Как в Москве — возможно ли?

Ещё один важный вопрос — введение единого проездного, который будет работать аналогично московской карте «Тройка». При пересадке в рамках определённого времени человек (в зависимости от вида транспорта) либо совсем не платит, либо платит лишь часть стоимости проезда. Такая система удобна для пассажиров, так как удешевляет путь из точки А в точку Б. Но не все согласны с тем, что появление единого проездного — оптимальное решение. Один из ставропольских перевозчиков, Евгений Романов, говорит о невыгодности и даже невозможности реализации такого проекта в городе и крае.

«Создание общекраевых проездных — невыполнимая задача. Для этого должна вся выручка поступать в одну кассу. Если в Москве или Петербурге есть возможность бесплатно или по скидке пересаживаться в течение, скажем, часа, то в нашем случае непонятно, как делить деньги между разными перевозчиками. Таким образом, это невыгодно, реализовать систему просто не получится»,

— убеждён собеседник.

Перевозчик Евгений Романов
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Иначе смотрит на ситуацию урбанист Андрей Черняков. Он считает, что введение единого проездного возможно, но при комплексном решении вопроса. По его мнению, у системы общественного транспорта в Ставрополе несколько проблем. Одна из важнейших — отсутствие общего регулируемого тарифа для всех маршрутов.

«Некоторые перевозчики переживают, что потеряют прибыль при введении общего проездного. Проблема решается с помощью государственного субсидирования. При существующей системе его введение действительно мало что изменит к лучшему. Но при появлении регулируемого тарифа, государственной компенсации и прочих нововведениях ситуация полностью изменится. Это работает в других городах. Так почему не должно работать у нас?»

— задаётся вопросом Андрей Черняков.

Также урбанист считает необходимой оптимизацию маршрутной сети во избежание дублирования линий, повышение уровня взаимодействия между различными ответственными ведомствами.

Больше — не значит лучше?

Остро стоит вопрос оптимизации маршрутных сетей города. Перевозчики и эксперты сходятся во мнении, что общественному транспорту нужны отдельные полосы.

«Эта мера поможет как заказчику перевозок и перевозчикам, так и пассажирам. Транспорт будет функционировать быстрее, в том числе во время пробок. Увеличится количество оборотных рейсов. Сопутствующий фактор — определённый процент людей, увидев, что на общественном транспорте передвигаться быстрее, пересядет на него с легковых автомобилей»,

— считает перевозчик Евгений Романов.

Час-пик в Ставрополе
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

С этим мнением согласен и урбанист Черняков. Выделение отдельных полос для общественного транспорта он видит одним из главных пунктов модернизации системы.

Поддерживают инициативу и в Госавтоинспекции краевой столицы.

«Выделение полос для общественного транспорта может положительно повлиять на организацию движения»,

— прокомментировали в ведомстве.

Однако в администрации Ставрополя заявили, что с этим вопросом не всё так однозначно. На официальный запрос «Победы26» в мэрии ответили, что выделение полос приведёт к усугублению ситуации с заторами, так как количество общественного транспорта несравнимо мало по отношению к общему потоку.

«В связи со сложившейся стеснённой застройкой улично-дорожной сети Ставрополя выделение участков для строительства дополнительных полос не представляется возможным»,

— утверждают в администрации.

Другой пункт, касающийся оптимизации — размер транспортных единиц. На многих маршрутах малогабаритные «Газели» сменяются автобусами средней и большой вместимости.

Одна из современных ставропольских маршруток
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

По автобусам среднего класса достигнут относительный консенсус: эксперты, власти и перевозчики считают, что это положительно действует на транспортную систему.

Несколько сложнее дело обстоит с транспортом большого класса. Так, перевозчик Евгений Романов считает, что город для таких машин не приспособлен.

«Большой класс, по моему мнению, мало где пойдёт в Ставрополе. Это связано с особенностями маршрутов — многие из них пролегают через спальные районы, где более узкие улицы. Дело даже не в пассажиропотоке. Просто автобусы большого класса, длиной от 10 до 16 м (в среднем — 12,5 м), не смогут нормально ходить по некоторым участкам — по улице Селекционной, например. Им нужно больше пространства для маневрирования»,

— рассуждает перевозчик.

Кроме того, проблемы с разворотом крупногабаритных машин могут возникнуть и на некоторых конечных станциях. В итоге придётся либо ограничивать пассажиропоток, либо сокращать маршруты, добавил Романов.

Автобусы в Ставрополе смогут проехать далеко не по всем улицам
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Урбанист Черняков готов поспорить с позицией перевозчика. Он считает, что переход на крупногабаритные машины возможен.

«Переход на транспорт большого класса вместимости в Ставрополе реален — опять же если изменить систему. Регулируемый тариф и единый проездной, учитывающий бесплатную пересадку, снизит количество маршрутов. Но пассажиропоток перераспределится, а люди привыкнут к пересадкам»,

— говорит эксперт.

Тем временем позиция городской администрации оказалась ближе к той, что озвучил перевозчик. В мэрии считают, что большой транспорт эффективнее, но из-за особенностей застройки Ставрополя и сложившейся маршрутной сети переход на него далеко не всегда технически реализуем и оправдан.

Авторы:Федор Устинов