В своём ежегодном послании глава Ставрополья Владимир Владимиров сообщил, что для краевой столицы закупят 45 новых троллейбусов. Это нужно как для замены старых единиц транспорта, так и для расширения маршрутной сети. Изначально троллейбусы хотели приобрести в 2024 году, но сейчас рассматриваются возможности переноса закупки на нынешний год.
Урбанист Андрей Черняков считает, что новых троллейбусов не хватит, чтобы покрыть все потребности города.
«У нас в автопарке чуть больше 50 троллейбусов, но даже из них не все выходят на линии. При этом часть нужно будет вскоре заменить из-за истечения срока эксплуатации: машинам по 12–13 лет, а рассчитаны они на 15. Таким образом, чтобы не только обновить существующий парк, но и расширить транспортную сеть — закупить нужно в два раза больше»,
— считает эксперт.
В министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья отметили, что предстоящая закупка транспорта — лишь часть плановых работ, которые ведут в соответствии с разработанной программой модернизации системы общественного транспорта.
«В любом случае ожидается рекордное обновление подвижного состава общественного транспорта, которое будет продолжаться в плановом порядке»,
— заявили в министерстве.
Ещё один важный вопрос — введение единого проездного, который будет работать аналогично московской карте «Тройка». При пересадке в рамках определённого времени человек (в зависимости от вида транспорта) либо совсем не платит, либо платит лишь часть стоимости проезда. Такая система удобна для пассажиров, так как удешевляет путь из точки А в точку Б. Но не все согласны с тем, что появление единого проездного — оптимальное решение. Один из ставропольских перевозчиков, Евгений Романов, говорит о невыгодности и даже невозможности реализации такого проекта в городе и крае.
«Создание общекраевых проездных — невыполнимая задача. Для этого должна вся выручка поступать в одну кассу. Если в Москве или Петербурге есть возможность бесплатно или по скидке пересаживаться в течение, скажем, часа, то в нашем случае непонятно, как делить деньги между разными перевозчиками. Таким образом, это невыгодно, реализовать систему просто не получится»,
— убеждён собеседник.
Иначе смотрит на ситуацию урбанист Андрей Черняков. Он считает, что введение единого проездного возможно, но при комплексном решении вопроса. По его мнению, у системы общественного транспорта в Ставрополе несколько проблем. Одна из важнейших — отсутствие общего регулируемого тарифа для всех маршрутов.
«Некоторые перевозчики переживают, что потеряют прибыль при введении общего проездного. Проблема решается с помощью государственного субсидирования. При существующей системе его введение действительно мало что изменит к лучшему. Но при появлении регулируемого тарифа, государственной компенсации и прочих нововведениях ситуация полностью изменится. Это работает в других городах. Так почему не должно работать у нас?»
— задаётся вопросом Андрей Черняков.
Также урбанист считает необходимой оптимизацию маршрутной сети во избежание дублирования линий, повышение уровня взаимодействия между различными ответственными ведомствами.
Остро стоит вопрос оптимизации маршрутных сетей города. Перевозчики и эксперты сходятся во мнении, что общественному транспорту нужны отдельные полосы.
«Эта мера поможет как заказчику перевозок и перевозчикам, так и пассажирам. Транспорт будет функционировать быстрее, в том числе во время пробок. Увеличится количество оборотных рейсов. Сопутствующий фактор — определённый процент людей, увидев, что на общественном транспорте передвигаться быстрее, пересядет на него с легковых автомобилей»,
— считает перевозчик Евгений Романов.
С этим мнением согласен и урбанист Черняков. Выделение отдельных полос для общественного транспорта он видит одним из главных пунктов модернизации системы.
Поддерживают инициативу и в Госавтоинспекции краевой столицы.
«Выделение полос для общественного транспорта может положительно повлиять на организацию движения»,
— прокомментировали в ведомстве.
Однако в администрации Ставрополя заявили, что с этим вопросом не всё так однозначно. На официальный запрос «Победы26» в мэрии ответили, что выделение полос приведёт к усугублению ситуации с заторами, так как количество общественного транспорта несравнимо мало по отношению к общему потоку.
«В связи со сложившейся стеснённой застройкой улично-дорожной сети Ставрополя выделение участков для строительства дополнительных полос не представляется возможным»,
— утверждают в администрации.
Другой пункт, касающийся оптимизации — размер транспортных единиц. На многих маршрутах малогабаритные «Газели» сменяются автобусами средней и большой вместимости.
По автобусам среднего класса достигнут относительный консенсус: эксперты, власти и перевозчики считают, что это положительно действует на транспортную систему.
Несколько сложнее дело обстоит с транспортом большого класса. Так, перевозчик Евгений Романов считает, что город для таких машин не приспособлен.
«Большой класс, по моему мнению, мало где пойдёт в Ставрополе. Это связано с особенностями маршрутов — многие из них пролегают через спальные районы, где более узкие улицы. Дело даже не в пассажиропотоке. Просто автобусы большого класса, длиной от 10 до 16 м (в среднем — 12,5 м), не смогут нормально ходить по некоторым участкам — по улице Селекционной, например. Им нужно больше пространства для маневрирования»,
— рассуждает перевозчик.
Кроме того, проблемы с разворотом крупногабаритных машин могут возникнуть и на некоторых конечных станциях. В итоге придётся либо ограничивать пассажиропоток, либо сокращать маршруты, добавил Романов.
Урбанист Черняков готов поспорить с позицией перевозчика. Он считает, что переход на крупногабаритные машины возможен.
«Переход на транспорт большого класса вместимости в Ставрополе реален — опять же если изменить систему. Регулируемый тариф и единый проездной, учитывающий бесплатную пересадку, снизит количество маршрутов. Но пассажиропоток перераспределится, а люди привыкнут к пересадкам»,
— говорит эксперт.
Тем временем позиция городской администрации оказалась ближе к той, что озвучил перевозчик. В мэрии считают, что большой транспорт эффективнее, но из-за особенностей застройки Ставрополя и сложившейся маршрутной сети переход на него далеко не всегда технически реализуем и оправдан.