чт, 10 окт.
07:50
Ставрополь
+9 °С, ясно
Эксклюзивы

Чтобы было где отдыхать: как сделать Ставрополь комфортнее и красивее

24 марта , 19:45СтатьиФото: ИА «Победа26»

Около 75% жителей Ставрополя, согласно Индексу качества жизни в городах России, считают свой город красивым и благоустроенным. Однако по мнению урбанистов, краевому центру ещё есть над чем работать. Какие районы Ставрополя нуждаются в развитии инфраструктуры, а какие локации «благоустроителям» лучше не трогать, «Победе26» рассказали Иван Самохвалов, Ангелина Головченко и Андрей Черняков.

Дизайн-код и ландшафтные парки 

Одно из предложений урбанистов — создание ландшафтных парков. Это может быть участок природной территории, где, с одной стороны, созданы комфортные условия для прогулок и отдыха, а с другой — сохранены природные ландшафты и экосистемы. Такие парки имеют эстетическую и экологическую ценность. В отличие от городских парков, где растения сажают в соответствии с законами композиции, ландшафтный парк выглядит более естественно.

Урбанист Иван Самохвалов предложил создать такое пространство на территории Мамайского леса между улицами Доваторцев и Космонавтов.

«Антропогенная нагрузка при создании ландшафтного парка будет небольшой. Там можно сделать винтовые сваи, деревянные настилы. Строительная техника будет работать по минимуму. И получится парк, который лаконично вписывается в лес, без вырубки деревьев», 

— рассказал Иван Самохвалов.

Иван Самохвалов
Фото: личный архив Ивана Самохвалова

По мнению Ангелины Головченко, Центральному парку и парку Победы нужен единый дизайн-код. Урбанистка считает, что аттракционы там установлены беспорядочно и занимают большую часть парка.

«Постоянно слышу от горожан, что в Центральный парк не хочется ходить потому, что там ужасно некрасиво. Их уже не привлекают позолоченные бордюры, огромные вывески и аттракционы, изуродованный пруд и другое. А также в парке некомфортно гулять, всё оккупировали аттракционы, нет ни одной чисто природной зоны»,

— поделилась Ангелина.

Ангелина Головченко
Фото: личный архив Ангелины Головченко

Она считает, что все аттракционы нужно переместить на ограниченную территорию, чтобы они занимали не более 30–40% от общей площади парка, заменить кричащие вывески, отказаться от золотых бордюров, брезентовых конструкций и прочего.

«Идеально было бы вернуть парку его исторические смыслы. Привести в порядок мост XIX века, снова сделать красивые клумбы, как в начале ХХ века, возродить культурные традиции вечеров классической музыки»,

— добавила урбанистка.

Иван Самохвалов предлагает рассмотреть перспективы расширения парка Победы.

«Вокруг парка Победы есть ещё достаточно территории для расширения. Поэтому, помимо благоустройства в едином стиле, я бы предложил расширить парк, сделать новые зоны отдыха»,

— предложил Иван Самохвалов.

«Город для людей»

По мнению Ангелины Головченко, масштабного благоустройства требует проспект Карла Маркса. Во-первых, на бульваре отсутствует непрерывная пешеходная зона и единый дизайн-код, во-вторых, вывески и кондиционеры на фасадах зданий портят исторический облик проспекта.

«С каждым годом проспект становится всё неудобнее и неприятнее для горожан. Например, на пересечении с Голенева по бульвару уже давно нельзя пройти. А теперь и около торгового центра фактически пропал пешеходный переход, всё делается только для автотранспорта, что в корне неправильно. И что важно: в этом районе в целом отсутствуют зоны рекреации, горожанам необходим этот бульвар. Они любят это место, там часто гуляют семьи с детьми»,

— подчеркнула градозащитница.

Концепция «город для людей» предполагает упор на создание пешеходных зон, общественный транспорт и велодорожки. 

«Как экскурсовод могу сказать, что проспект Карла Маркса — самая популярная для интеллектуального туризма улица. И вместо того, чтобы наслаждаться историческим наследием города, туристам приходится это наследие отыскивать за визуальным шумом. Нужно обязать собственников и арендаторов соблюдать дизайн-код и очистить фасады от кондиционеров», 

— отметила урбанистка. 

Урбанист Андрей Черняков считает, что благоустраивать надо, в первую очередь, северо-западный район, возле монумента «Танк Т-34», и Чапаевку. У жителей этих территорий давно есть запрос на создание там детских зон. Помимо этого, собеседник отметил недостаточное озеленение в городе.

«Практически все застройки в северо-западном районе, на Чапаевке, Российском проспекте, микрорайоне Перспективном, Белом городе нуждаются в озеленении», 

— считает урбанист.

Андрей Черняков
Фото: ИА «Победа26»

Иван Самохвалов обращает внимание на заброшенную территорию около завода «Нептун» по проспекту Кулакова. Там урбанист предлагает сделать сквер.

«Пространство достаточно интересное. Насколько я знаю, проект сквера уже вынесли на голосование и за него можно отдать свой голос. Но не первый раз берутся преображать эту территорию, а потом прекращают», 

— сказал Иван Самохвалов.

В одном урбанисты сошлись: в районе Военного городка нет ни озеленения, ни рекреационных зон, особенно для детей.

«Выскажу мнение большинства урбанистов: район Военного городка достаточно проблемный. Там активная застройка, живёт множество семей с детьми. И территория большая, есть где строить соцобъекты, детские площадки, рекреационные зоны. Также район требует озеленения»,

— резюмировал Иван Самохвалов.

Развести потоки

Урбанисты обратили внимание и на проекты, которые уже реализуются в городе. Однако некоторые аспекты требуют доработки — например, реализация велостратегии.

Иван Самохвалов положительно высказался об активном создании велодорожек в городе, но с некоторыми коррективами. По мнению урбаниста, нужно утвердить местные стандарты развития велостратегии.

«То, что создают велодорожки — это безусловно хорошо, но делают это не совсем правильно. Часто они находятся там, где есть пешеходный трафик. А ведь золотое правило создания велоинфраструктуры — это разделение дорожек для велосипедов, пешеходов и автомобилей», 

— заявил урбанист.

Ещё один немаловажный вопрос: связь Ставрополя с Михайловском и малыми населёнными пунктами. Андрей Черняков убеждён, что задача решается с помощью общественного транспорта.

Также урбанист похвалил усилия по созданию безбарьерной среды, но отметил, что нужно двигаться в сторону отдалённых населённых пунктов.

«Сейчас работа уже ведётся. Это хорошо, но уделять внимание нужно не только краевой столице, но и окраинам», 

— сказал Андрей Черняков.

Авторы:Кристина Кузёма