Трансплантация костного мозга и кровеобразующих стволовых клеток — наиболее эффективный способ лечения онкологии крови, костного мозга и лимфатической системы. Также процедура помогает вывести пациента из тяжёлого состояния после химиотерапии, облучения и воздействия токсинов.
К такому способу прибегают, когда консервативное лечение — химиолучевая терапия и операция — бессильны. По сути, это последний шанс выжить.
Согласно статистике, 5000 россиян в год нуждаются в трансплантации костного мозга. И лишь 5% из них получают такую помощь. В Ставропольском крае, по словам специалистов, койки в гематологическом онкодиспансере тоже никогда не пустуют. Ставропольцам также проводят трансплантацию в Москве, Санкт-Петербурге и Кирове. Но пока в России ещё слишком мал реестр доноров костного мозга, врачи вынуждены обращаться к иностранным регистрам. Это долго и дорого: процесс стоит от 18 до 30 тысяч евро в странах Европы и 30–50 тысяч долларов в США.
Не только цена мешает выздоровлению: дело ещё и в генетике. Многие представители народов России генетически отличаются от европейцев и американцев, поэтому совместимых доноров лучше искать на родине.
«С каждым годом всё сложнее обращаться в международный регистр доноров. Благотворительные организации не могут помочь всем нуждающимся в сборе средств на трансплантацию за рубежом, поэтому многие из тех, кого можно было бы спасти, не доживают до пересадки»,
— рассказала руководитель Центра крови в Лермонтове Анна Телунц.
По её словам, перед российскими гематологами стоит задача — пополнить регистр до 1 млн доноров. Пока этой цифры ещё не достигли.
Создание единого российского реестра доноров костного мозга — это новая задача отечественной медицины. И если про обычное донорство крови все давно в курсе — по словам Анны Телунц, ежегодно количество почётных доноров крови на Ставрополье растёт, то донорство костного мозга кажется многим болезненной и опасной процедурой.
«Мы сравнительно недавно начали активно работать в этом направлении. Поэтому люди пока ещё слабо информированы, у них часто присутствует страх: им кажется, что у доноров будут дробить кости, чтобы добраться до костного мозга, но это, конечно, абсолютно не так»,
— сетует доктор.
Процедура донации костного мозга проходит одним из двух способов. Первый: забор производят шприцем из тазовой кости под наркозом, второй — с помощью специального препарата клетки костного мозга перемещают в кровь, после чего берут кровь из вены.
«Когда мы объясняем людям, как проходит процедура, что это безболезненно и не сложно, что они могут спасти чью-то жизнь, обычно люди соглашаются. Поэтому так важно сейчас информировать общественность»,
— сообщила Анна Телунц.
Донора подбирают исходя из иммунологической совместимости с больным. Это значит, что особые белки крови HLA-комплекса должны совпадать практически на 100%. А вот совпадение группы крови и резуса-фактора не обязательно.
В первую очередь донора ищут среди близких родственников пациента. Совместимость определяется генетически, но даже среди братьев и сестёр она составляет всего 10–20%. Если в семье нет подходящей кандидатуры, тогда начинается поиск не родственного донора.
Требований к желающим стать донором костного мозга не так много: возраст до 45 лет, отсутствие в анамнезе ВИЧ-инфекции, гепатитов и сифилиса, заболеваний крови и онкологии, отсутствие свежих татуировок (с момента нанесения должен пройти год). Необходимо обратиться в ближайший центр крови по месту жительства, заполнить анкету о состоянии здоровья, подписать согласие и сдать 3 мл венозной крови.
После того, как кровь изучат в лаборатории, последует процедура забора. Её ставропольцам делают в Кирове, дорогу и пребывание компенсирует государство. Предусмотрена даже развлекательная программа после донации — экскурсия по достопримечательностям города.
«Процедура не имеет никаких последствий для донора. Службы крови гарантируют полную сохранность личной информации и генотипа донора от копирования и разглашения на всех этапах»,
— подчеркнула специалист.
Вероятность совместимости конкретного донора с кем-то из больных невелика. Но когда такое случается, медики связываются с потенциальным донором и спрашивают его согласие.
Западные санкции сделали недоступными для россиян и препараты, изготовляемые на основе плазмы крови. Теперь их производство налажено в России, поэтому потребность в донорстве плазмы крови значительно выросла.
«Ситуация сильно изменилась. Нужно очень много плазмы, которую заготавливают из донорской крови. После переработки из плазмы готовят очень редкие препараты — альбумин и иммуноглобулин. Они вошли в санкционный список, поэтому мы должны сами её производить. Сейчас очень актуально донорство плазмы крови, мы должны увеличить количество доноров в два раза»,
— подытожила Анна Телунц.
На Ставрополье интерес к донорству растёт благодаря студентам-активистам. Накануне Дня донора, 20 апреля, в центрах крови Ставрополя и Лермонтова немало желающих сдать кровь. Как сделать это правильно, читайте в материале «Победы26».