сб, 15 март
10:26
Ставрополь
+19 °С, ясно
Эксклюзивы

Закапывали экспонаты в уголь, отдавали карточки за иконы: главному музею Ставрополья исполнилось 120 лет

25 февраля , 08:24ОбществоФото: Анна Егазарян / ИА «Победа26»

Лишь 10% предметов из фонда Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника доступны сегодня посетителям. Одновременно выставить всё собранное за 120 лет существования — невозможно, не хватит площадей. Как формировалась богатейшая коллекция, с какими сложностями сталкивались сотрудники музея и что будет дальше, узнала «Победа26».

От экспозиции для царя до полноценного музея

В 1837 году Ставрополь был центром обширной Кавказской области, ранее сюда из Георгиевска переместили все губернские присутственные места. Центральным событием стал приезд в областной центр императора Николая I, который совершал инспекционную поездку по Кавказу. К этому событию в Ставрополе благоустроили центральную улицу, по которой должен был проследовать государь. Готовилось посещение выставки «произведений Кавказского края», которую хотели представить императору.

«Местное сообщество собирало разные диковинки по всей Кавказской области, которая тогда занимала территорию от Каспийского моря до среднего течения Кубани и от Маныча, за исключением Дагестана. И вот к приезду императора решили показать, что же это за вновь приобретённые земли. Появилась выставка, которая понравилась царю. Организаторы так вдохновились, что решили сделать её постоянно действующей»,

— рассказывает директор музея-заповедника Николай Охонько.

Директор Ставропольского музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве Николай Охонько
Фото: Андрей Шворнев / ИА «Победа26»

После высочайшего визита собранные материалы захотели сохранить и передали на хранение в городскую думу — тогда она располагалась недалеко от Ставропольской крепости (сейчас в этом здании находится краевое художественное училище). А в 1864-м коллекцию передали в Тифлис, где началось создание Кавказского музея.

Однако в Ставрополе местные общественные деятели продолжали собирать экспонаты. В частности, краевед Григорий Прозрителев вместе с учителем Иваном Кувшинским в 1897 году организовали выставку, которая подводила к идее о создании в городе полноценного музея. Позже он стал музеем Северного Кавказа. 

Почти в это же время музейные экспонаты собирал другой видный общественник, гласный Ставропольской городской думы Георгий Праве [гласный — член законодательного собрания с решающим голосом в Российской империи. В целом то же, что и депутат. — Прим. ред.]. Но сфера его интересов была несколько иной — будучи главой училищной комиссии думы, он хранил наглядные пособия для школ.

Основатели музея Георгий Праве и Григорий Прозрителев
Фото: Андрей Шворнев / ИА «Победа26»

Городской музей Праве позже, в советское время, объединят с музеем Северного Кавказа Прозрителева. И располагаться они будут в одном здании. Кстати, до революции музей наглядных пособий носил имя Марии Васильевны Праве, супруги Георгия Константиновича. Так общественник отблагодарил жену за терпение и воспитание пятерых детей.

Музей в центре торговли

В центре Ставрополя издавна находились торговые ряды. В 1870 году в городе разразилась буря, которая разметала лавки торговцев. Тогда было решено построить на их месте капитальное здание по типу Пассажа.

«Архитектор, который проектировал здание, писал, что создаёт торговые ряды, но со временем здесь может разместиться одно из культурных учреждений. Так и произошло. На втором этаже в восточном крыле разместили музей Праве, под ним — публичную библиотеку, в западном — музей Прозрителева, а на первом этаже — детскую библиотеку, которая находилась здесь до 1986 года», 

— рассказывает Николай Охонько.

Музей разместился в здании бывших торговых рядов
Фото: Андрей Шворнев / ИА «Победа26»

Директор музея-заповедника убеждён, что музейные традиции до сих пор живут в стенах этого здания в центре Ставрополя.

«Для моего поколения произошедшее 120 лет назад — не что-то очень далёкое, это как будто недавнее событие. Настолько живо мы чувствуем себя причастными к той истории. Для нас это как вчерашний день, а мы продолжатели тех традиций, тем более, что у истоков музея стояли такие личности, как Прозрителев и Праве», 

— признаётся директор музея.

Григорий Прозрителев стал почётным жителем Ставрополя спустя 60 лет после смерти
Фото: из личного архива Николая Охонько

Кстати, до 1993 года крупнейший на Северном Кавказе музей носил имя только одного из своих основателей — Георгия Праве. Дело в том, что потомственного дворянина Григория Прозрителева при советской власти считали «чуждым» пролетариату, буржуазным элементом. А вот Георгий Константинович, что называется, пришёлся ко двору. Он активно сотрудничал с советской властью в вопросах культуры и музейного дела, стал депутатом Ставропольского горсовета, был награждён грамотой «Герой труда». В 1917 году был избран почётным жителем Ставрополя. «Дедушку Праве» знал весь город. В 1925 году его хоронили при огромном стечении народа.

«Есть фотография, как хоронят Праве. 1925 год. Площадь забита людьми, на фонарных столбах мальчишки гроздьями висят. Весь город пришёл прощаться», 

— рассказывает Николай Охонько.

Георгий Праве был уважаемым человеком в Ставрополе: до революции и после
Фото: из личного архива Николая Охонько

Десятилетия спустя будут рассекречены архивные документы, из которых станет известно, что до революции Георгий Праве возглавлял отделение конституционно-демократической партии в Ставрополе. И, по сути, был более чужд советской власти, чем Прозрителев, но так распорядилась судьба, что именно его имя долгое время носил музей.

Спасти Зелёную Тару

Защищать музейные коллекции, собранные поколениями энтузиастов, было особенно трудно в годы больших перемен. В 1920-е часть экспонатов была утрачена при переезде музея в современное здание с улицы Советской. Вооружённые винтовками люди в пылу борьбы с буржуазным прошлым громили многовековых каменных идолов. В то время Прозрителев писал обращения во все инстанции — даже жене Троцкого, которая ведала при советской власти вопросами культуры. Так удалось спасти часть коллекций.

Музейным каменным идолам не одна сотня лет
Фото: Андрей Шворнев / ИА «Победа26»

В период немецко-фашистской оккупации музейщики прятали наиболее ценные экспонаты, как могли. Немцев больше всего интересовали картины. Но и другие реликвии могли утечь за границу, если бы не находчивость сотрудников музея.

«У нас была очень ценная коллекция старинного оружия. Наша археолог Татьяна Максимовна Минаева сподвигла коллектив, они взяли это оружие, закопали в уголь у нас в подвале, там был угольный склад. Если бы оккупация продлилась дольше, возможно немцы бы и разнюхали про этот тайник, но они не успели, а когда ушли, оружие достали. Ядро нашего собрания сохранилось»,

— говорит Николай Охонько.

Ещё один эпизод спасения коллекции говорит о самоотверженности работников музея. Это произошло в второй половине 1940-х. Автором спасения ещё одной реликвии снова стала Татьяна Минаева. Проходя мимо рынка, она заметила, что один из торговцев продавал большое шёлковое полотно.

«Его размер был где-то 1,5х2 метра. Громадный такой холст. И человек предложил ей: «Купите. Хотите, я вам его на куски разрежу?» Когда она увидел изображение на полотне, она всё поняла»,

— рассказывает историю спасения Николай Охонько.

Спасённая сотрудницей музея «Зелёная Тара»
Фото: Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К Праве

Перед музейным работником была буддийская «Зелёная Тара», полотно с изображением богини, которое соткали в Калмыкии к 300-летию дома Романовых в 1913 году. Николай Второй тогда поблагодарил мастериц, но отказался от этого подарка, отметив, что реликвия очень важна для местных жителей, и богослужебный предмет вернулся из Петербурга на родину. А в 1930-е года Тара исчезла без следа.

Татьяна Минаева уговорила коллег выкупить буддийскую икону за хлебные карточки. С тех пор реликвия находится в музее.

Объединить сетью

В 1979 году на Ставрополье было создано музейное объединение, центром которого стал краеведческий музей в Ставрополе. Как говорит Николай Охонько, все музеи Ставропольского края, кроме музея-заповедника имени Лермонтова в Пятигорске, музея Николая Ярошенко и музея «Дача Шаляпина» в Кисловодске, были созданы при поддержке сотрудников краеведческого музея в Ставрополе.

«Через нас прошло более 30 музеев. Они были неорганизованные — какие-то помещения и коллекции, и надо было из них создавать музеи такие, какими они должны быть, чтобы там были компетентные люди, чтобы велась компетентная собирательская, хранительская работа, культурно-образовательная деятельность. И мы такую миссию выполнили, заложили музейную сеть края», 

— говорит Николай Охонько.

В 1990-е годы объединение было упразднено. Но музеи, которые находились на территории Ставрополя, органично вошли в состав старейшего. Это картинная галерея Гречишкина, музей-усадьба Василия Смирнова с мемориалом Коста Хетагурова, отдел истории казачества, историко-краеведческий музей в селе Татарка.

Гордость музея-заповедника

Музей гордится не только своими богатыми коллекциями, собранными почти за многие десятилетия, но и сотрудниками, которые ведут масштабную проектную работу.

«С 2007 года, когда мы нашли второго южного слона и когда мы подали первую заявку на финансирование проекта «Ставрополье — родина слонов», по настоящее время мы привлекли 40 млн рублей на развитие музея. Это больше, чем нам выделили по бюджету. Но деньги — это вторичное, они лишь показатель того, что в основе проекта заложен интеллект наших сотрудников, показатель того, что наш коллектив обладает высоким творческим потенциалом»,

— говорит Николай Охонько.

Прекрасно сохранившийся скелет южного слона — редчайшая находка
Фото: из личного архива Николая Охонько

Директор музея-заповедника вспоминает Анну Швырёву, которая участвовала в воссоздании первого скелета южного слона и создала первый в мире скелет эласмотерия. А руководитель отдела археологии Светлана Кравцова провела уже 12 всероссийских недель археологии. Благодаря этой работе стать партнёром ставропольского музея захотел Институт археологии Российской академии наук.

Скелет ископаемого эласмотерия сибирского, найденный на Ставрополье
Фото: из личного архива Николая Охонько

Другая сотрудница музея Ольга Брилёва разработала концепцию фестиваля «Наследие степей и гор» и выиграла грант на его реализацию. 

«Это не только фестиваль, который на Татарском городище проходит. На грант мы оцифровали все наши каменные изваяния, а их более 40, и мавзолей каменный. Они выложены в сети в 3D-формате и представлены на лучших зарубежных сайтах, которые популяризируют самые знаменитые находки. Наш фонд сейчас очень активно вводится в научный и культурный оборот», 

— делится Николай Охонько.

В музее работают археологи, биологи, зоологи, палеонтологи, этнографы, историки, энтомологи. 

Выдержать конкуренцию с мультимедиа

Сейчас в экспозициях широко применяются компьютеры и мультимедийные устройства. В Ставрополе и Пятигорске, например, были открыты исторические мультимедийные парки «Россия — моя история». Выдержат ли классические музеи такую конкуренцию? Николай Охонько считает: обязательно. В основе всё равно лежат реальные экспонаты, описанные сотрудниками обычных музеев. В том же музее «Россия — моя история» региональный компонент создан коллективом музея-заповедника.

«Это более 600 страниц текста и более 3 тыс. изображений. Наш коллектив работал над этим контентом шесть месяцев, и когда его передали в Москву, он получил высокую оценку. И вот сейчас фактически наши мозги там работают», 

— говорит Николай Охонько.

Когда-нибудь, говорит директор музея-заповедника, будет создан оптимальный музей, в котором можно будет грамотно использовать и виртуальную реальность, и живую.

«Когда мы проводим фестиваль «Наследие степей и гор», с историческими реконструкциями, я в течение нескольких часов наблюдаю, как ведут себя люди. И, отвечая на вопросы журналистов, я говорю: «Посмотрите, вы видите, чтобы кто-нибудь сидел, уткнувшись в телефон? Никого, их внимание обращено на окружающую среду, на природу, на выставку»,  

— отмечает Николай Охонько.

«Почувствовать себя частичкой мироздания»

На вопрос о том, каким станет музей к своему 150-летию, Николай Охонько отвечает, не задумываясь. 

«Я не сомневаюсь, наш головной музей будет обладать очень мощной дополненной реальностью. Сейчас существует некий барьер между экспонатом и человеком, он уйдёт. Люди будут погружаться в прошлое, жить, как в настоящем»,

— уверен Николай Охонько.

Гораздо ближе планы по строительству культурно-образовательного центра на юго-западе Ставрополя. Центр, который строят на улице Ивана Щипакина по инициативе губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, станет одним из крупнейших на юге страны.

«Там предусмотрено фондохранилище и экспозиционно-выставочный модульный зал. Вот туда у нас есть реальные перспективы перевести много экспонатов и сделать их доступными», 

— планирует директор музея-заповедника.

В экспозициях музея особое место отведено казачьему быту
Фото: из личного архива Николая Охонько

Сейчас в действующих экспозициях музея представлены лишь около 10% всех фондов. Остальные сокровища выставить одновременно невозможно — не хватает площадей. Новые возможности откроет создание музея у Татарского городища.

«Там есть великолепная площадка — около 3 га. Уже разработано техническое задание. Хорошо, что мы будем не только в центре города, но и выйдем на окраины Ставрополя», 

— отмечает директор музея-заповедника.

Коллекция минералов ставропольского музея
Фото: из личного архива Николая Охонько

Рассказал Николай Охонько и о том, каким видит будущее Татарского городища.

«Там будет минимум 17 раскопанных площадок, самых эффектных. Будут минимум две громадные башни. Таких башен на Кавказе нет по размерам. Они будут восстановлены. Башни, валы, рвы, цитадель, древняя церковь, дворец правителя, несколько могильников. Будет создана интерактивная экскурсионная тропа, где люди будут получать информацию в том числе с помощью новых информационных технологий»,

 — говорит Николай Охонько.

Через 30 лет, говорит директор музея-юбиляра, люди смогут полностью погружаться в историю. Тогда и сбудется наказ одного из основателей музея-заповедника Георгия Праве: «Человек, зайдя в музей, должен почувствовать себя частичкой мироздания».   

Авторы:Андрей Шворнев