

69-летняя Ирина Николаевна живёт в Предгорном округе, в большом сельском доме, который в прошлом году спешно продала, потому что этого от неё требовали люди, представлявшиеся сотрудниками ФСБ. Типичную историю мошенничества «Победе26» изложил её сын.
Лжесиловики начали атаковать женщину звонками 28 апреля 2024 года и не отставали до 15 мая, пока не заполучили желанную сумму. Пенсионерке сказали, что она обязана участвовать в поимке мошенников, которые якобы сделали заявку на кредит от её имени. В случае отказа грозили уголовным делом. Разглашать обстоятельства ей запретили и требовали действовать оперативно. Сами вызвали такси, чтобы Ирина Николаевна поехала за кредитами, которые якобы могли достаться преступникам. Взятые в двух банках деньги она перечислила на указанные незнакомцами счета.
Но и этого мошенникам показалось мало. Они сообщили, что пенсионерка должна продать дом и отдать деньги курьеру, который внесёт их на счёт в Центробанке. Она всё сделала по инструкции. Через риелторов быстро нашла покупателей и по сниженной цене в 6 млн рублей вместо 7,5 млн рублей рыночных продала единственное жильё.
Только когда Ирина Николаевна отдала в руки какому-то парню миллионы наличными, она поняла, что её обманули. Было возбуждено уголовное дело. По словам сына, расследование несколько раз приостанавливали, и ему пришлось четыре раза писать письма президенту России, чтобы возобновили. В итоге курьера нашли и осудили на 3,5 года, но заказчик, которому он отдал всю сумму, так и остался неустановленным лицом, дело снова застопорилось, хотя зацепки есть, считает сын потерпевшей.
Ирина Николаевна подала иск о расторжении сделки, и Предгорный суд признал куплю-продажу недействительной. В гражданском деле фигурировала экспертиза из уголовного, где было сказано, что в момент распоряжения имуществом пенсионерка была не способна понимать значение своих действий.
По решению двух судебных инстанций, хозяйка дома должна вернуть покупательнице 6 млн рублей и вновь стать владелицей имущества. Она уже пыталась перерегистрировать жильё на себя, но несколько дней назад узнала, что всё ещё не снят судебный запрет сделки с домом. Покупательница тоже ещё ничего не получила. И полиция деньги до сих пор не нашла.
«На мой взгляд, в этой ситуации государство должно защищать интересы всех пострадавших: вернуть покупателю заплаченные деньги и потребовать, чтобы полиция как можно быстрее нашла мошенников и взыскала с них»,
— рассуждает сын Ирины Николаевны.
Он говорит, что уже три года суды по стране завалены подобными делами, но никто ничего не предпринимал, пока не грянул скандал с певицей Ларисой Долиной. Она тоже продала квартиру под влиянием мошенников и расторгла сделку вообще без возврата средств покупателям. Это всколыхнуло и общественность, и Госдуму. 24 ноября 2025 года родился законопроект о недельном периоде охлаждения для регистрации сделок с недвижимостью, которому предстоят слушания в парламенте.
В другом деле подобного рода, которое рассмотрел сначала Кисловодский городской суд, потом Ставропольский краевой и 13 октября 2025 года Пятый кассационный суд общей юрисдикции, победила не обманутая бабушка-продавец, а покупательница.
«Вина её, по мнению судов, не доказана, мошенницей она не была, в сговоре с преступниками не состояла»,
— объяснила «Победе26» руководитель юридического отдела агентства недвижимости «Альтернатива» Людмила Хубиева.
Правда, пользоваться трёхкомнатной квартирой, купленной на курорте по привлекательной цене в 5,6 млн рублей, новая хозяйка до сих пор не может — ждёт, когда вступит в силу кассационное определение, поставившее точку в деле.
«Бабушка живёт в квартире, за которую честная покупательница платит ипотеку»,
— рассказала эксперт.
По её мнению, выиграть дело помогло то, что квартира приобреталась с помощью агентства, где составили юридическое заключение о проверке жилья и продавца. Договор о продаже заключался именно с агентством, что по мнению суда свидетельствовало о реальности сделки. Цена и расчеты были прозрачными, был собран полный пакет справок и документов.


В материалах суда по этому делу есть печальная предыстория: Людмила Харлампиевна, оставшаяся без жилья и денег, была введена в заблуждение лжесотрудниками Центробанка, которые требовали помощи в поимке преступников, занимавшихся легализацией средств. Они убедили пожилую женщину продать квартиру и взять кредиты в банках. Женщина признана потерпевшей по уголовному делу, экспертиза признала, что действовала она под влиянием заблуждений, но в споре о праве на квартиру суд не посчитал это достаточным доказательством для расторжения сделки, так как обманывали не покупатели.
Полиция Ставропольского края за последние три года зарегистрировала только 13 дел о мошенничестве, при котором жители региона продавали жильё и отдавали деньги злоумышленникам. Такие случаи были в Ессентуках, Железноводске, Ставрополе, а также Ипатовском, Георгиевском, Предгорном, Труновском, Кочубеевском, Изобильненском и Минераловодском округах.
«Потерпевшими признаны женщины в возрасте от 50 до 75 лет. Практически по всем фактам судебные разбирательства продолжаются до настоящего времени. В единичных случаях судебные решения по вопросу признания сделок недействительными уже приняты и заблуждение продавца признано очевидным. Недвижимость возвращена потерпевшему, при этом его обязывают вернуть денежные средства покупателю»,
— сообщила «Победе26» начальник отдела информации и общественных связей краевого ГУ МВД Анна Анисимова.
Чаще всего мошенники оказывали на своих жертв психологическое давление. Они представлялись следователями или сотрудниками Росреестра и предупреждали, что некие преступники собираются переписать недвижимость на себя. Чтобы спасти жильё, требовалось продать его и положить деньги наличными в некую банковскую ячейку или перевести на безопасный счёт.
Период охлаждения после заключении сделки перед сменой собственника и перечислением денег, который предлагают ввести депутаты, по мнению Людмилы Хубиевой, «не совсем корректная мера», потому что порой оспариваются сделки, совершённые и год, и два года назад.
«Адекватной мерой нам кажется возврат квартиры только в случае компенсации денег покупателю продавцом либо государством, выселение продавца из квартиры до рассмотрения спора по существу и передача её законному владельцу-покупателю, прохождения медицинского освидетельствования для сделок с гражданами, достигшими 65 лет, расчёты по сделке строго при наличии альтернативного жилья или прописки в ином помещении. Механизм таких сделок должен быть отработан на законодательном уровне по аналогии со сделками с участием несовершеннолетних и недееспособных»,
— предлагает эксперт из сферы недвижимости.
Руководитель юридического агентства Игорь Перегудов считает, что риски на рынке недвижимости значительно возросли после «казуса Ларисы Долиной».
«Получается, что любой человек может продать жилье, а следом сказать, что сделал это под влиянием мошенников. И самое страшное, что суды в большинстве случаев встают на сторону не добросовестных покупателей, а тех, кто жильё продал. Считаю, что в этой части должны быть обязательные разъяснения Верховного суда о правоприменительной практике»,
— говорит эксперт.


Он советует покупателям внимательнее изучать условия сделки. Спешка в продаже квартиры, горящие предложения по заниженной цене должны не привлекать, а настораживать.
«Необходимо учесть все юридические нюансы: узнать наложены ли обременения на квартиру с помощью выписки из ЕГРН, которую должен предоставить продавец; проверить собственника на сайте Федеральной службы судебных приставов на наличие долгов, на сайте Арбитражного суда можно получить сведения о наличии в отношении гражданина процедуры банкротства»,
— рекомендует юрист.
Если пожилой продавец говорит, что собирается переехать к родственникам и отдать деньги им, стоит с ними связаться, считает эксперт.
«Можно запросить справку о дееспособности из психоневрологического диспансера в день заключения сделки, взять расписку с продавца, что сделка совершается не под влиянием обмана, заблуждения или крайней необходимости. Специалисты рекомендуют требовать еще и психологическую экспертизу от продавца, чтобы у покупателя в суде были веские доказательства, что человек в момент подписания сделки понимал, на что идёт»,
— говорит руководитель юридического агентства.
Не помешает, на его взгляд, сохранять переписки с продавцом и вести видеозапись во время покупки квартиры. Деньги лучше перечислять на счёт, а не давать наличными, и указывать реальную стоимость недвижимости.
В ГУ МВД по Ставрополью тоже советуют при покупке жилья у пожилых людей быть начеку: тщательно проверять документы, фиксировать договорённости на бумаге, указывать реальную стоимость жилья.
Желательно пообщаться с продавцом, спросить о цели сделки. О влиянии мошенников могут говорить нервозность и попытки уйти от вопроса о переезде с помощью абстрактных формулировок, например, «куплю дом на юге», «перееду к родственникам».
«При этом на конкретные вопросы „может ли родственник подтвердить, что он вас примет?“, „подобрали ли вы альтернативу?“ ответов нет. Продавец чаще всего живёт один либо с пожилым супругом, то есть в его близком окружении нет людей среднего возраста, которые могут трезво оценить ситуацию. Дети, как правило, не в курсе, что их родитель собрался продавать жильё»,
— приводит типичные ситуации Анна Анисимова.
Продавец на удочке мошенников торопится со сделкой и готов сделать серьёзную скидку. Настаивает на расчёте наличными деньгами и в то же время не готов быстро освободить квартиру. Он не отвечает на вопросы самостоятельно, переводит их на риелтора и уклоняется от предложения обратиться к психологу перед сделкой. Часто разговаривает по телефону с «кураторами», получая руководство к действиям.