вс, 14 дек.
05:53
Ставрополь
-7 °С, облачно
Эксклюзивы

От Бердичева до Кисловодска: что связывает писателя Василия Гроссмана со Ставропольем

12 декабря , 13:58КультураФото: Алина Гулиян / ИА «Победа26»

12 декабря исполняется 120 лет со дня рождения советского писателя, военного корреспондента, участника Великой Отечественной войны Василия Гроссмана. Многие его произведения попали под пресс цензуры, сам он оказался выброшен из литературной жизни. Данных о том, что писатель когда-либо был на Ставрополье, нет. Тем не менее одно из его произведений связано с нашим регионом. «Победа26» побеседовала об одном из последних рассказов Гроссмана с сотрудниками кисловодского музея Солженицына.

«В Кисловодске»

Василий Гроссман написал рассказ «В Кисловодске» в последние годы своей жизни. Писатель тогда боролся с онкологическим заболеванием и скончался в 1964 году. Рассказ о периоде фашистской оккупации Кисловодска был написан в 1962–1963 годах.

В центре повествования — главный врач «пышного правительственного санатория» и его жена, которые не смогли бросить нажитое и эвакуироваться в неизвестность, а решили остаться и жить при немцах, как жили прежде. И какое-то время это им удавалось. Жена поддержала главного героя рассказа. «Кто бы тут ни был — немцы, итальянцы, румыны — наше спасенье в одном — мы не хотим людям зла, тем что остаёмся самими собой. Проживем…», — ободряла она Николая Викторовича, которого терзали сомнения».

Супруги остались в оккупации «из-за барахла», из-за нежелания менять комфорт квартиры с роскошной мебелью на «бесприютство теплушек, дымящих печурок, жестяных чайников с кипяточком».

События в рассказе развиваются стремительно. Николаю Викторовичу оккупанты предлагают возглавить госпиталь с ранеными красноармейцами. Тем временем жизнь в городе начинала походить на довоенную. С питанием у главного героя и его жены проблем не было. По карточкам они получали хлеб, сахар, горох. 

Вскоре в городе открылись кафе, кинотеатр, русский театр. Но «идиллия» рухнула в один момент. К доктору приехал гестаповец и велел готовить красноармейцев к перевозке. При этом нужно было говорить всем, что бойцов везут в «специальный госпиталь». Но Николай Викторович понял: эта дорога для раненых будет последней.

Финал рассказа остаётся открытым, но можно догадаться, что супруги покончили с собой.

Ошибся с лавром

Нет никаких упоминаний о том, что Василий Гроссман бывал в Кисловодске. Ни до Великой Отечественной войны, ни во время сражений (Гроссман воевал под Сталинградом, и был награждён орденом Красной Звезды. В документе о награждении от 4 декабря 1942 года говорится: «В настоящее время он является единственным писателем, который участвует в боях за Сталинград и часто выезжает в город: в батальоны, роты, где собирает литературный материал… Примеров героизма, отваги, проявленных тов. Гроссманом, можно привести бесчисленное множество»).

Ничего не известно и о визитах писателя на Кавказские Минеральные Воды и после войны.

О том, что Василий Гроссман не был в Кисловодске, косвенно могут говорить и детали из его рассказа, на которые непосвящённый читатель, следящий за нитью повествования, не обратит никакого внимания. Но только не историки-краеведы.

По словам кавказоведа, научного сотрудника музея Солженицына, кандидата исторических наук Вячеслава Яновского, достаточно внимательно перечитать рассказ, чтобы сделать определённые выводы. 

«Там есть момент, когда Николай Викторович встречает старого гимназического друга, который прогуливался в парке со своим знакомым, видным большевиком, который лично знал Ленина. И вот все трое садятся «на скамейку под кустами лавра». Ну, лавры в Кисловодске не растут. Это не черноморское побережье Кавказа»,

— говорит Вячеслав Яновский.

Ещё одна деталь, которую описал в рассказе Василий Гроссман — театр в Кисловодске, где якобы играл известный актёр, сотрудничавший с фашистами Блюменталь-Тамарин. По словам историка, в 1942 году его не могло быть в городе-курорте: коллаборант ушёл с немцами в Германию из Подмосковья.

«Блюменталь-Тамарин был на четверть немцем, те предложили ему сотрудничество, и он согласился. Потом он жил на оккупированных территориях и в самой Германии. И в 1945 году при довольно таинственных обстоятельствах был убит. Есть даже предположение, что убил его племянник жены», 

— рассказывает Вячеслав Яновский.

Впрочем, описанные неточности могут быть плодом художественного вымысла. Ведь «В Кисловодске» — рассказ, а не документальный очерк, говорит научный сотрудник музея Солженицына.

Что же заставило Василия Гроссмана посвятить своё произведение именно событиям в оккупированном Кисловодске?

Подвиг народа — в центре внимания

В послевоенное время темой работ многих советских писателей были подвиг народа в годы войны, преступления гитлеровцев на оккупированных территориях, в том числе в Кисловодске, говорит Вячеслав Яновский. 

«Алексей Толстой, например, приезжал в последние годы своей жизни. Он был в составе комиссии по расследованию злодеяний гитлеровских захватчиков и общался с местными жителями, выезжал на места захоронений жертв расстрелов и так далее. И после этого Толстой написал довольно большой материал на эту тему. Илья Эренбург через переписку тоже знал о событиях, которые происходили на Кавказских Минеральных Водах в 1942 году», 

— делится историк.

Не исключено, что Василий Гроссман, автор многих произведений о Великой Отечественной войне («Народ бессмертен», «Сталинградская битва», «Направление главного удара», «За правое дело», «Жизнь и судьба») заинтересовался материалами об оккупации Кисловодска, знакомясь с рассказами очевидцев или изучая в архивах документы о больнице Красного Креста, расположившейся на территории одного из корпусов санатория имени Семашко в городе-курорте. Там на лечении в начале оккупации находились сотни раненых красноармейцев, которых не успели эвакуировать.

Тем не менее точно неизвестно, почему Василий Гроссман избрал темой для своего рассказа историю об оккупированном Кисловодске.

Интересно, что одно из первых своих художественных произведений автор посвятил родному городу и назвал его «В городе Бердичеве», а одно из последних — «В Кисловодске».

Два опальных писателя

Ещё одной нитью, связывающей Василия Гроссмана и Ставрополье, был уроженец Кисловодска Александр Солженицын. Дни рождения у них с разницей в один день: у Солженицына — 11 декабря, а у Гроссмана 12-го. Правда, Гроссман был старше на 13 лет.

Известно, что Солженицын писал литературоведческие очерки, один из которых посвящён дилогии Гроссмана «За правое дело» и «Жизнь и судьба».

«Александр Исаевич как бы сопоставляет два этих романа, которые были написаны очень по-разному. Ввиду того, что Василий Гроссман очень хотел публикации романа „За правое дело“ он пошёл на очень серьёзный компромисс с цензурой, и фактически вот этот роман превратился в такое соцреалистическое произведение, то есть, написанное абсолютно по канонам соцреализма. И даже в таком виде, уже выхолощенном, отцензурированном донельзя, роман вызвал очень жестокую критику», 

— отмечает Вячеслав Яновский.

А роман «Жизнь и судьба», который многие литературоведы называют «Войной и миром» XX века, касался таких тем, включая критику власти, что просто не мог быть опубликован в советской печати в то время. В СССР эта военная эпопея впервые увидела свет в 1988 году, через четверть века после смерти писателя.

После разгромной критики романа «За правое дело» в 1950-е годы, а тем более после написания романа  «Жизнь и судьба» от Гроссмана отвернулись многие друзья, рассказывает Вячеслав Яновский.

«Они перестали звонить — видимо, боялись связь держать с человеком, которого подвергли остракизму. Рукописи были арестованы. Гроссман воспринял это как очень серьёзный удар. Возможно, это даже ускорило его смерть», 

— отмечает историк.

Первое большое произведение Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Василий Гроссман встретил с одобрением. В мемуарах писателя Семёна Липкина, благодаря усилиям которого и была исполнена последняя просьба Гроссмана — издать роман «Жизнь и судьба», хотя бы за рубежом, есть упоминание о работе Солженицына. Её прочитал Василий Гроссман и передал рукопись Липкину.

«Я сел читать — и не мог и на миг оторваться от этих тоненьких помятых страничек. Читал с восторгом и болью…Гроссман то и дело подходил ко мне, заглядывал в глаза, восторгался моим восторгом. То был «Один день Ивана Денисовича», 

— вспоминал Семён Липкин.

Дебютное произведение Солженицына было опубликовано на страницах журнала «Новый мир» после специального постановления президиума ЦК КПСС. Это произошло в ноябре 1962 года.

«К тому времени Гроссман был уже совершенно "разгромлен", он уже почти не публиковался. Уже совсем недолго оставалось до его смерти», 

— рассказывает научный сотрудник музея Солженицына в Кисловодске Вячеслав Яновский.

Ранее «Победа26» рассказывала о двух визитах на Ставрополье писателя Александра Куприна.

Авторы:Андрей Шворнев