пн, 28 окт.
21:27
Ставрополь
+9 °С, облачно
Эксклюзивы

Разжечь костёр, наступить на топор и не жалеть денег: как цыгане Ставрополья хоронят близких

26 октября , 09:40ОбществоФото: Камилла Улубаева / ИА «Победа26»

Смерть и похороны редко обсуждают публично. А если дело касается закрытых сообществ, как, например, цыганские общины, то таинственная тема быстро обрастает слухами. Говорят, к примеру, что на похороны там тратят миллионы. Что правда, а что миф — «Победа26» узнала у представителя ставропольской цыганской диаспоры.

В молчании и золоте

Ставропольская цыганская община — одна из самых больших в России. По данным Этнического атласа края, в регионе проживает почти 15% от всех цыган страны.

Цыганолог, миссионер Георгиевской епархии, цыган Николай Кузьменко уточняет: ромы делятся на несколько ветвей. Влахи, русскэ рома, сэрвэ, кишенёвцы, крымэ котлярэ — это те, кто на данный момент компактно проживают в России. В странах СНГ есть ещё колдыраря, ловаря, плащунэ. Часть цыган — ришаря — уже интегрированы в социуме, ассимилированы, часть продолжают жить закрыто. На Ставрополье, в Астраханской и Волгоградской областях, а также в Краснодарском крае преобладают влахи.

Но, как бы ни дробились ветви одной национальности, горе все люди переживают одинаково.

«Исторически табор очень тяжело переживал потерю человека. По традиции покойника омывают мужчины. Хорошо, чтобы это были близкие ему люди, но кровным родственникам — сыновьям, внукам — нежелательно совершать эти омовения. Для умершего готовят всё самое лучшее, самое новое. Оплакивают, сожалеют»,

— рассказывает Николай Кузьменко.

Цыганолог, миссионер Николай Кузьменко
Фото: из личного архива Николая Кузьменко

Всё золото и дорогие вещи, которые были на человеке при жизни, оставляют на теле. Раньше также обязательно собирали все драгоценности и клали их в гроб, который обивали красивыми дорогими тканями — например, парчой. По словам миссионера, так цыгане пытались угодить покойному. Дошла традиция и до наших дней — но распространена уже не так широко.

Если умирает кто-то из знатного цыганского клана, лидер табора, то проститься с ним приходят не только родные и близкие — приезжают люди и из других таборов. Тело не предают земле по три-четыре дня.

Делается это не только для того, чтобы все успели проститься с человеком. Так семья старается подольше побыть с тем, кто уходит навсегда.

До сих пор сохранился и ещё один обычай — цыгане, приходя в семью, где случилось горе, не здороваются. В дом входят молча, не принося соболезнований.

«Само соболезнование у нас — это молчание, немногословие. Оно само по себе значит, что человек глубоко скорбит»,

— добавляет Кузьменко.

С собой — алкоголь и ковры

Влахи и сэрва — цыгане, которые живут в частных секторах, а не в высотках — в день прощания с покойным во дворе разжигают костры. Цыганолог предполагает, что этот обычай восходит к индуистским ритуалам.

«Огонь горит, пока покойника не соберут — обычно выносят в полдень, к часу-двум. Костёр догорает сам, его не гасят, но и подкидывать дрова ни в коем случае нельзя. Так старики говорят»,

— рассказывает собеседник «Победы26».

Если из жизни уходят молодые парень или девушка, то последний наряд для них выбирают особенный. Свадебное платье для девицы, костюм жениха — для юноши.

Традиция класть в могилу ювелирные украшения понемногу изживает себя
Фото: ИА «Победа26»

По словам Николая Кузьменко, традиция оставлять покойному большое количество золотых украшений начала сходить на нет в 1990-е годы — когда участились случаи осквернения и разграбления цыганских могил. Чтобы обезопасить захоронения, собирать в последний путь стали скромнее.

Сэрвы, кишинёвцы, крымские цыгане-мусульмане стараются соорудить для своих почивших родственников склепы, под которыми оборудуют настоящие комнаты. Влахи обычно выкладывают могилы изнутри камнем, устилают коврами и накрывают плитами.

«Кроме золота в гроб ставили водку, коньяк, воду. А вот пищу опускать в могилу нельзя. Зажиточные семьи продолжают эту традицию и сейчас. У нас не принято просить на похороны, но если семья бедная и нуждается в помощи, люди даже не спрашивают — идут и дают сами»,

— уточняет миссионер.

Но каким бы ни был доход семьи, влахи и сейчас стараются вложить максимум средств в то, чтобы достойно проводить близкого в последний путь. Закупают лучшие продукты, раздают на помин соседям и малоимущим. Всё, чтобы показать: умерший — настоящий цыган и уходит он с почестями.

Николай Кузьменко говорит, что раньше не принято было приглашать священников на похороны. Считалось, что с приходом духовного лица разорвётся связь покойного с семьёй и он не сможет «приходить» к родным. Но со временем многие цыгане воцерковлялись и теперь провожают своих близких в православных традициях — даже устанавливают на могилах кованные кресты.

Проститься в танце

В прессе можно найти сообщения о «весёлых» цыганских похоронах — якобы ромы обязательно поют и танцуют, провожая покойного.

«Такое присутствует у закарпатских цыган, молдован, румын. Там есть особая ветвь, по традициям которой действительно хочешь или не хочешь, а надо танцевать. То есть ты плачешь, но танцуешь и поёшь. Это не радость. Людям больно, но чтобы покойному после смерти было хорошо, весело — они это делают»,

— поясняет собеседник «Победы26».

У ставропольских же влахов сложилась другая традиция: возвращаясь в дом умершего после похорон, обязательно нужно наступить на топор, который заранее положили у забора, и вымыть руки. Если нет топора — сгодится любое железо. Только после этого входят во двор.

«Я спросил у стариков: почему так? Одни говорят — чтобы оборвать связь с покойником, другие — чтоб было здоровье, чтобы не принять на себя то, что произошло с покойным. Всё это, конечно, выглядит эзотерически, мы работаем над тем, чтобы убрать этот обычай, но очень сложно выкроить что-то из традиций»,

— делится Кузьменко.

Пока покойный ещё в доме, всем, кто пришёл проститься с ним, горячую пищу не подают — могут предложить только чай. А уже после похорон на столе появляются алкоголь, горячие и холодные блюда: борщи, лапша, колбасы. В постный день готовят блюда из рыбы, при этом стол могут поделить пополам — часть отведут постным продуктам, а часть — скоромным.

Фиксировать похороны на фото или видео у цыган не принято — считается, что это может привести к негативным последствиям.

Траур по близким родственникам носят в течение года. Если умер молодой человек, то мужчины в этой семье не бреются и не стригутся целый год, а женщины не носят белых или цветных одежд и не грызут семечек. Также в течение года не играют свадеб и не поют песен. Дальние родственники обычно скорбят до полугода. Воцерковленные цыгане по благословению стараются переходить на сорокадневный траур.

Захоронение на Пятигорском кладбище: к какому этносу относился похороненный здесь человек — неизвестно
Фото: Виктория Ветер / ИА «Победа26»

Что же касается итоговой стоимости похорон, то здесь, как и у любого народа, всё зависит только от финансовых возможностей самой семьи. Так, если пройтись по сайтам похоронных бюро Георгиевска (именно в епархии этого города служит миссионером Николай), то цены на «базовые похороны» здесь стартуют от 20 тыс. рублей. За стандарт просят уже более 41 тыс., а пакет VIP-услуг обойдётся почти в 181 тыс. рублей.

Комментируя слухи о том, что ставропольские цыгане тратят на похороны от 1 до 10 млн рублей, Николай Кузьменко отмечает — такие цены больше похожи на правду для Москвы или Санкт-Петербурга. Там и земля на кладбище дороже, и ритуальные услуги.

«На Ставрополье, на Кавказе у цыган дешевле обходятся похороны, потому что земля дешевле. Состоятельная семья может потратить 400–450 тыс. рублей. И это не «пиар на похоронах», как думают некоторые. Это то, чего люди на самом деле хотят — они последние деньги могут вложить в похороны. Для цыган очень важно, чтобы их ушедший родственник был похоронен с почестями и с достоинством»,

— говорит представитель ставропольской цыганской общины.

Авторы:Юлия Яковенко