пт, 19 апр.
07:18
Ставрополь
+16 °С, ясно
Эксклюзивы

Новая схема организации работы общественного транспорта Ставрополя: изучаем, разбираем, анализируем

3 августа 2022, 17:52Мнение

Транспортная система любого города является очень сложным механизмом, который обеспечивает каждодневное перемещение людей из точки А в точку Б. Задача любого города — делать так, чтобы эти перемещения были эффективными, то есть быстрыми и с минимальными затратами времени для горожан.

Андрей Черняков
Урбанист

Для обеспечения эффективной работы транспортной системы администрация муниципалитета должна принимать документы транспортного планирования. К ним относится Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) и Комплексная схема организации транспортного обслуживания (КСОТ).

Под этими длинными и непонятными аббревиатурами для простых горожан скрываются важнейшие документы, которые напрямую влияют на жизнь каждого — начиная от пешехода и заканчивая пассажиром общественного транспорта.

Что такое КСОТ и почему он очень нужен общественному транспорту Ставрополя

В Ставрополе как раз с декабря 2021 года разрабатывается новая комплексная схема организации транспортного обслуживания. И первые плоды этих разработок уже были представлены на суд специалистов и общественности.

Комплексная схема организации транспортного обслуживания (КСОТ) определяет то, как будет работать общественный транспорт города. Перед тем как предложить варианты развития системы общественного транспорта, обязательно должен производиться анализ текущей ситуации в области общественного транспорта и дорожного движения.

При этом при разработке КСОТ обязательно учитываются потребности горожан, стратегия развития города, перспективный рост города и численности его населения, транспортные привычки горожан и последние тенденции в области развития общественного транспорта.

На прошлой неделе 28 июля в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края состоялось заседание комиссии, на котором рассматривали первые итоги разработки новой КСОТ для Ставрополя.

В заседании принимали участие представители краевого миндора, администрации, крупные городские перевозчики, журналисты, представители общественности и урбанисты.

Все они собирались для того, чтобы подробно обсудить и оценить, как повлияет на общественный транспорт и города то, что представил «СтавропольДорПроект» — подрядная организация, разработавшая КСОТ за 3 миллиона рублей.

Как уже отмечалось ранее, КСОТ — это важнейший документ транспортного планирования, который определяет стратегическое видение и направление развития общественного транспорта города. От качества и уровня проработки КСОТ зависит, как скоро город сдвинется с 72 места по качеству общественного транспорта.

Согласно техническому заданию, подрядная организация должна была сделать анализ:

— текущей ситуации в сфере общественного транспорта (количество автобусов, фактические интервалы движения, возраст и оснащённость автобусов, представить данные по потокам пассажиров);

— качества транспортных услуг;

— расположения остановок, определить уровень их оснащённости и доступности, а также удаления от жилой застройки;

— дорожного движения и зависимости общественного транспорта от пробок.

Более того, в конечном варианте новая схема организации работы общественного транспорта должна предложить варианты решения уже имеющихся проблем, таких как дублирование маршрутов, отсутствие проездных билетов, устаревший парк автобусов, низкое качество перевозок общественным транспортом на большинстве маршрутов, а также несоответствие системы общественного транспорта потребностям горожан.

Принять нельзя доработать

Кроме того, есть и один важнейший принципиальный момент: обязательно должны быть предложены варианты создания системы выделенных полос, чтобы ускорить общественный транспорт и подчеркнуть его приоритет.

Почему этот момент является принципиальным? Всё потому, что работа общественного транспорта в нашем городе очень сильно зависит от загруженности дорог. Без наличия выделенных полос город не сможет получать новые троллейбусы в рамках федеральных программ.

Лишь при помощи выделенных полос возможно управлять транспортным спросом, а ещё быстро и эффективно перевозить горожан и уменьшать пробки. Другого способа нет.

На текущий момент к первой версии КСОТ есть ряд замечаний. Так, например, не выполнена часть работ по анализу технического состояния автобусов, отсутствует информация о количестве пассажиров на ряде маршрутов и о количестве поездок горожан.

Но наиболее важным моментом является отсутствие предложений по созданию выделенных полос, без которых новые автобусы и троллейбусы будут стоять в пробках.

Сами перевозчики, которые присутствовали на обсуждении, говорили о том, что без выделенных полос также невозможно соблюдать расписание.

Отсутствие предложений по выделенным полосам можно объяснить тем, что отдельные чиновники городской администрации не понимают механизма их работы, а также заблуждаются в отсутствии необходимости строительства и расширения дорог.

В итоге сейчас городу предложили два варианта развития общественного транспорта:

— первый — создание системы магистральных и подвозящих маршрутов;

— второй — магистральные маршруты и маршруты второго порядка (что под этим подразумевает разработчик — участники заседания так и не поняли).

Оба варианта являются практически одинаковыми, но под видом второго скрывается сохранение нынешней «несовершенной» системы и подхода к организации общественного транспорта.

По итогам принято решение направить разработчику замечания, на основе которых текущая версия КСОТ будет доработана или полностью изменена, после чего комиссия будет собираться повторно.

Авторы:Андрей Черняков