Губернатор Владимир Владимиров поставил перед краевым миндором задачу уделять больше внимания межмуниципальным пассажирским перевозкам. В этом году регион получит федеральное финансирование на покупку новых автобусов.
«В первую очередь этот транспорт должен поступить в сельские территории»,
— отметил Владимир Владимиров.
Из 204 автобусов, которые регион планирует закупить на федеральные средства, 4 будут большого класса, 40 — среднего, 160 — малого.
Все машины малого класса передадут в собственность муниципалитетов. Большой и средний класс выпустят на улицы Ставрополя.
Жители малых поселений с нетерпением ждут перемен к лучшему в ситуации с общественным транспортом.
Так, для людей в посёлке Песковском, который находится в 15 км от Пятигорска и 7 км от ближайшего магазина, преодолеть эти километры — часто неразрешимая задача.
«Был когда-то колхозный автобус, который отвозил детей в школу. И местные жители на нём же добирались до города и вечером могли приехать обратно. Сейчас транспорта у нас нет. Говорят, что это нерентабельно, потому что в посёлке всего около 20 домов»,
— делится местная жительница Кристина Левченко.
По словам ставропольчанки, хлеб селянам привозят из станицы Зольской, если погода позволяет. Дорога к посёлку в плохом состоянии, требует ремонта, но так как у неё нет собственника, то пока что и нет денег на ремонт.
Проблема транспортной доступности актуальна для многих малых поселений в крае. Сейчас в регионе 343 межмуниципальных маршрута, которые обслуживают 127 перевозчиков.
Работают они в основном по нерегулируемым тарифам, то есть сам владелец автопредприятия устанавливает стоимость проезда с учётом затрат на горюче-смазочные материалы, ремонт и закупку автобусов, зарплату водителям. В расчёты также закладывают пассажиропоток, прибыль предприятия.
Стоимость проезда по регулируемым тарифам устанавливает Региональная тарифная комиссия Ставропольского края. В этом случае пассажир платит меньше, а разницу в затратах перевозчика компенсирует бюджет территории или региона.
В профильном ведомстве считают, что решить проблему с пассажирскими перевозками внутри муниципалитетов — между малыми поселениями и окружными центрами — может переход на регулируемые тарифы. Но это означает серьёзные затраты для местных и краевого бюджетов.
На поддержку общественного транспорта в Ставропольском крае в 2023 году по региональной программе предусмотрели более 320 млн рублей. Эти средства помогают компенсировать часть затрат перевозчиков на трамвайных, троллейбусных и пяти автобусных маршрутах, которые перешли на регулируемый тариф.
«Переход на регулируемый тариф возможен только поэтапно. Мы над этим работаем. Увеличение количества маршрутов по регулируемому тарифу позволит нам поддержать перевозчиков, которые несли убытки»,
— отмечают в миндоре края.
По данным ведомства, сейчас в регионе лишь на 25% маршрутов установлены регулируемые тарифы. Но ситуация меняется. Новые автобусы смогут работать только по муниципальным контрактам, а тарифы на перевозку пассажиров будет утверждать Региональная тарифная комиссия.
При этом перевозки не должны быть убыточными. Это одно из условий соглашения с федеральным Минтрансом.
«Если на маршруте транспорт будет нерентабелен — мы вынуждены будем эту машину и, соответственно, деньги возвращать»,
— добавляет замглавы краевого миндора.
В реестре автопредприятия в Михайловске — около 180 автобусов. Часть транспорта находится в ремонте, часть — временно не задействована из-за отпусков или выходных у водителей. Ежедневно на линии в летнее время выпускают около 100 машин, а в межсезонье — до 130 единиц техники.
Компания обслуживает девять межмуниципальных маршрутов.
По словам руководителя Юрия Сеня, одна из главных проблем предприятия — формирование водительского состава. Занимать вакансии соискатели не спешат. Поэтому, если в былые времена проштрафившегося водителя могли запросто уволить, то сейчас — это крайняя мера. По жалобам пассажиров с нарушителем проводят профилактическую работу.
К идее работать по регулируемым тарифам Юрий Сень относится положительно. Сейчас, например, один из маршрутов — в село Подлужное — убыточный. Потери компенсируют за счёт работы по другим направлениям.
«Для муниципальных предприятий рассматриваются дотации, которые компенсируют недополученный доход, а для ИП и для частных транспортных предприятий — нет. Хотелось бы, конечно, чтобы этот вопрос решался на уровне наших муниципалитетов»,
— говорит руководитель автопредприятия.
Для решения проблем с общественным транспортом губернатор Владимир Владимиров распорядился с 2024 года ежегодно предусматривать региональные субсидии для муниципалитетов на возмещение затрат автопредприятий на межмуниципальные перевозки.
«Но эта мера должна работать только там, где проблему невозможно решать другими способами»,
— сказал глава региона.
Цель — сделать привлекательными для перевозчиков социально значимые маршруты из малых поселений в более крупные транспортные центры.
«Если маршрут нерентабельный, не выгоден перевозчику, то он будет отказываться от таких поездок. При переходе на регулируемый тариф у министерства дорожного хозяйства появится возможность проработать вопрос компенсации из краевого бюджета тех недополученных доходов, о которых заявляет перевозчик»,
— отмечает замглавы краевого миндора Денис Янаков.
По данным краевого министерства дорожного хозяйства и транспорта, новые автобусы закупят до конца года, но выйдут на маршруты они, скорее всего, в начале 2024 года. На этом обновление автопарка не закончится. По программе лизинга в этом году для Ставрополя закупят дополнительно 50 автобусов и ещё столько же в следующем.